Арсентий Ткаченко теперь – главный дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Фото с сайта www.bso.ru
Молодые дирижеры в 2025 году получали руководящие посты в крупных коллективах. Арсентий Ткаченко стал главным дирижером Большого симфонического оркестра имени Чайковского, Филипп Чижевский – худруком и главным дирижером Государственного академического камерного оркестра России. Поколение 30–40-летних постепенно берет музыкальные институции в свои руки.
Процесс смены руководства или обретения руководства в обезглавленных после 2022 года коллективах активно начался в 2024-м. После двух лет безвременья музыкальных руководителей обрели Московский государственный академический симфонический оркестр и Государственный академический оркестр России имени Светланова. Худруки обоих коллективов – Павел Коган и Василий Петренко – подали в отставку в 2022-м. В августе 2024-го в МГАСО назначен Иван Никифорчин (род. 1995) – лауреат 1-го Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова, а ГАСО – Филипп Чижевский (род. 1984), к тому моменту уже активно действующий в филармонической и театральной жизни дирижер. Чижевский – основатель и худрук собственного коллектива Questa Musica и остается им до сих пор. В 2025-м учредитель (Минкультуры РФ) доверил дирижеру еще один федеральный оркестр со статусом Государственного – камерный.
Приступил к обязанностям музыкального руководителя театра «Новая опера» Федор Безносиков (род. 1993): после отставки Валентина Урюпина в 2022 году это место два года было вакантно. Вступление в должность Безносикова происходит постепенно – сначала было объявлено о его назначении, сейчас он действует как музыкальный руководитель, а к обязанностям главного дирижера приступит в сезоне 2026/27.
Наконец, Ткаченко – пожалуй, самая неочевидная фигура среди новых назначенцев. За ним не было замечено особенных достижений. Чижевский, Никифорчин и Безносиков к моменту получения новых постов были на слуху и весьма востребованы (именно занятость не позволила Безносикову моментально начать работу в «Новой опере» во всех качествах).
Мало-помалу вакантные места (добавим назначение Александра Рудина на место Михаила Плетнева в Российский национальный оркестр в 2022-м; а также Екатерину Антоненко, которая возглавила Государственный академический русский хор им. Свешникова) закрываются. У руля становятся молодые и полные амбиций, и это в некотором смысле интригует – куда поведут они свои корабли и сколько свободы им отмерено учредителем?


