0
7519
Газета Экология Интернет-версия

16.05.2005 00:00:00

Чисто рязанское отравление

Тэги: рязань, отходы, мышьяк


Руководство Скопинского металлургического комбината направило письма президенту РФ, директору ФСБ, министру ГО и ЧС и губернатору области, в которых официально уведомляет официальных лиц о том, что на территории предприятия захоронены пылевидные отходы с 80-процентным содержанием мышьяка в количестве полутора тысяч тонн (пять миллиграммов мышьяка достаточно, чтобы отравить человека, скопинских запасов хватит на 200 миллиардов (!) человек). Могильник представляет собой приличных размеров пустырь, прижатый к ограде предприятия. Бочки помещены в бетонное ложе, сверху примерно на метр засыпаны известью и землей. Кое-где слой земли нарушен. Вскрывать могильник и проводить его инвентаризацию опасно, поскольку бочки могли уже проржаветь и разрушиться. В этом случае возможно проникновение мышьяковых отходов в почву. Все это, похоже, мало волнует местную и областную власть. Как прежнюю, советскую, мало волновали экологические последствия деятельности комбината. Срок годности хранилищ истек. Необходимо решать проблему утилизации этих отходов, но своими силами предприятию с этим не справиться.

Предыстория вопроса такова. Решение о строительстве в Скопине завода по производству редкоземельных металлов было принято в начале 50-х годов прошлого века. Редкоземельные металлы – это молибден, вольфрам, кобальт, рений, чрезвычайно необходимые в различных отраслях – от космоса до тонких химических технологий. Первая продукция была получена в 1957 году. Тогда же появились и первые отходы мышьяка, которые сразу же стали паковать в металлические бочки и захоранивать на территории предприятия. До сих пор в Скопине рассказывают страшные истории о том, как больше десятка здоровых мужиков, работавших с этими отходами, очень быстро ушли в мир иной, предварительно сгнив заживо.

Через пару лет нашли-таки выход. Отходы с содержанием мышьяка стали отправлять для утилизации в Кутаиси. О страшном содержимом бетонных могильников до поры до времени забыли. Однако они вновь напомнили о себе два года назад.

Экспертиза почвы и воды показала самые неожиданные результаты. С территории комбината пришлось вывезти сотни тонн вольфрамосодержащих отходов с повышенным радиационным фоном. Завезли их неведомыми путями из Германии в 1993 году, якобы для переработки. Потом обнаружилось несколько внушительных емкостей с соляной кислотой с неизвестной длительностью хранения. Емкости проржавели. Кислота сочится наружу. Емкости не успевают латать. Сейчас подключили к решению проблемы столичных ученых, которые придумывают, как нейтрализовать несколько тысяч тонн соляной кислоты и какое найти ей применение.

 

Руководитель рязанского предприятия надеется, что на его сигнал о тяжелой экологической ситуации в регионе отреагируют в Москве.

 

С территории завода вывезли громадное количество металлолома неизвестного происхождения. Расчищая площадку под новое строительство, направленным взрывом разрушили два ни к чему не пригодных корпуса. И только тогда добрались до пустыря на дальних подступах к производственной зоне. Решили разровнять экскаватором площадку и... зацепили те самые бочки с мышьяком. Руководство обратилось к тогдашнему губернатору области Вячеславу Любимову за помощью. Тогда предприятию были выделены 15 миллионов из бюджета, которые, впрочем, до комбината так и не добрались.

А 20 августа 2003 года Рязанская природоохранная межрайонная прокуратура проинформировала главу города Скопина Ивана Еганова о том, что в период инвентаризации имущества «вышеназванные хранилища и находящиеся в них вещества по невыясненным причинам не были включены в инвентаризационные описи». То есть земля, где находятся опасные отходы, принадлежит не предприятию, а муниципалитету. В связи с этим юристы из районной администрации предложили главе муниципального образования рассмотреть вопрос о принятии хранилищ на баланс. Но глава района не стал предпринимать поспешных шагов. Тем более – самостоятельных. Но уже летом 2004 года по странному стечению обстоятельств была многократно увеличена плата за аренду земли, на которой находится Скопинский металлургический комбинат. За эту оскверненную многолетним варварским производственным процессом землю теперь должны платить столько же, сколько за площади, занятые жилыми домами.

И только в декабре 2004 года при новом уже губернаторе Георгии Шпаке вопрос о нарушении правил хранения чрезвычайно опасных отходов рассмотрела специальная комиссия, которая решила, что заниматься отходами должно предприятие, а не районные и тем более областные власти.

По предварительным подсчетам, утилизация этих опасных для жизни отходов потянет на сумму от 5 до 10 миллионов долларов. На самом предприятии этих денег нет, как нет их и у областных властей. Между тем экологическая катастрофа может произойти в любой момент. Тогда, наверное, в ситуацию волей-неволей придется вмешиваться не только областным властям, но и центральным. Правда, цена вопроса может оказаться совершенно другой, она будет измеряться не только деньгами, но и человеческими жизнями.

 

Рязань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
819
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1424
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1623
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1165

Другие новости