0
1533
Газета Экономика Интернет-версия

20.02.2008 00:00:00

Алжир меняет формулу отношений с Москвой

Тэги: алжир


алжир Абдельазиз Бутефлика и Владимир Путин решали судьбу контрактов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера президент России Владимир Путин принял в Кремле президента Алжира Абдельазиза Бутефлику, прибывшего накануне в Москву с двухдневным визитом. В центре состоявшихся обсуждений – вопросы торгово-экономического сотрудничества и военно-технических связей двух стран. На переговорах с Путиным алжирский президент заявил, что он «не может быть вполне удовлетворен развитием двусторонних отношений» в экономической сфере. Отметив спад в торгово-экономических связях двух стран в 2007 году, он высказал мнение, что «вероятно, здесь есть вина с обеих сторон». Вместе с тем у Бутефлики была хорошая новость для Путина: РЖД выиграла тендер на строительство железных дорог в Алжире. Детали проекта будут согласованы в ближайшее время.

Алжир начал новый счет с марта 2006 года

Напомним: в ходе переговоров между Путиным и Бутефликой в марте 2006 года российская сторона согласилась аннулировать весь алжирский долг в размере 4,7 млрд. долл., аккумулировавшийся за длительный период сотрудничества двух стран. При этом одним из главных аргументов алжирцев была ссылка на нехватку финансовых ресурсов из-за трудностей, вызванных гражданской войной. Первоначально россияне пытались добиться выплаты меньшей части долга, однако убедить в этом Бутефлику и его окружение не удалось. В ответ на уступку алжирцы пообещали оплачивать живыми деньгами новые закупки российской военной техники для своей армии, как известно, оснащенной в основном оружием еще советских времен. Тогда же было заключено пакетное соглашение по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долл. и подписан ряд связанных с ним контрактов.

Во время визита Путина были также достигнуты договоренности о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Многие эксперты расценили их как шаг к созданию «газового ОПЕК» странами, на которые приходится 40% поставок газа в Европу.

Однако эти договоренности, в том числе письменные контракты, стали разваливаться уже через год. Так, в мае 2007 года алжирцы пожаловались на неудовлетворительное качество первых поставленных им 15 самолетов МиГ-29 СМТ и МиГ-29УБ и потребовали вернуть их назад. Российская сторона оспорила эти претензии, но позднее согласилась принять самолеты. При этом речь не шла о полном расторжении контракта стоимостью 1,6 млрд. долл., который предусматривает также поставку других модификаций «МиГов». Вместо отзываемых машин Алжиру предлагаются более современные и соответственно более дорогие МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника.

Вопрос о том, удастся ли «переоформить» контракт о поставках авиатехники, стал, по мнению экспертов, одной из главных интриг визита Бутефлики. Алжир, отмечают они, идет в колее других покупателей российской военной техники, в последнее время повысивших свои требования к закупкам. Прежде всего это основные клиенты России – Индия и Китай, в последнее время выражавшие свое недовольство качеством техники либо затягиванием исполнения контрактов российской стороной.

В то же время ряд экспертов не исключают возможность переориентации Алжира на других поставщиков, как это, похоже, готовится сделать Индия.

Газовое сотрудничество не состоялось

В этой связи показателен «разворот на 180 градусов», который сделала алжирская государственная монополия в области нефти и газа Sonatrach. Как заявил в конце прошлого года его глава Мохаммед Мезиан, меморандум о взаимопонимании, подписанный с «Газпромом» в ходе визита Путина в Алжир, истек, не вылившись ни во что конкретное. «Алжир променял Россию на Европу», – писала по этому поводу «Независимая газета» (см. номер от 11.12.07).

Накануне переговоров в Кремле стало известно, что российская сторона должна вновь поднять тему нефтегазового сотрудничества. Вместе с тем независимо от того, какие заверения прозвучали от Бутефлики, Москве придется учитывать факт перехода Алжира на более диверсифицированную политику, включающую смену формулы отношений с Россией, – на такие мысли наводит и содержание официальных интервью, которые дал президент Бутефлика перед отъездом в Москву. Так, в интервью ИТАР-ТАСС он выразил намерение развивать сотрудничество с Россией в космической области и в деле борьбы с терроризмом.

Алжирцы заинтересованы также в мирных ядерных технологиях и были разочарованы тем, что намеченный на октябрь 2007 года визит в Алжир российской делегации для конкретизации двустороннего сотрудничества в этой области был отложен.

Кризис всего российского оборонно-промышленного комплекса

Бывший сотрудник ГРУ, полковник Виталий Шлыков сообщил обозревателю «НГ», что в возникшем торговом конфликте он не видит «ничего необычного».

«Это совершенно заурядная ситуация, – сказал Шлыков. – Подобные вещи на рынке оружия случались много раз. Торговля вооружениями – очень тонкая и сложная субстанция. В данной сфере сопряжено слишком много совершенно разнородных интересов – как экономических, так и политических. А поскольку продажа оружия приносит огромные прибыли и в значительной мере влияет на соотношение сил в том или ином регионе, то конкуренция здесь крайне высока».

По словам эксперта, оружием торгуют влиятельные западные фирмы, которые вполне в состоянии направлять усилия политиков в выгодную им сторону. Да и у самих политиков есть немалые интересы в вооружении угодных им стран. «Если контракт (по «МиГам». – «НГ») был подписан, полагаю, что техника была тщательно проверена покупателем. По-другому не бывает. На этой фазе подписания контракта заказчика все устраивало, а теперь вдруг нет».

Проблема, утверждают другие эксперты, родилась не вчера. Она отражает кризисное состояние всего российского оборонно-промышленного комплекса: нехватку квалифицированных кадров, средний возраст которых приближается к пенсионному, утерю критических да и самых обычных технологий, применяемых в производстве боевой техники и комплектующих к ней, резкое старение технического и технологического парка промышленного производства, где количество станков и станочных линий, которым меньше 10 лет, исчисляется 15%, низкую производительность труда и отсутствие реальной ответственности за качество своей продукции. А также постоянный рост стоимости комплектующих и энергии, который значительно обгоняет инфляцию и никак не укладывается в те коэффициенты, которые назначаются Минэкономразвития.

Даже первый вице-премьер правительства, председатель военно-промышленной комиссии Сергей Иванов и его заместитель в этой комиссии Владислав Путилин вынуждены были признать, что некоторые предприятия ОПК просто не состоянии выполнить гособоронзаказ.

Портфель на 20 миллиардов долларов

Есть и другая проблема. Несмотря на принятые правительством меры по созданию Объединенной авиационной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации и других оборонно-промышленных холдингов, реальной отдачи от этой работы пока еще нет. Внутри этих образований идет борьба за ресурсы, за то, над какими проектами они будут работать и какая именно организация станет заниматься этими проектами в первую очередь. Один из самых ярких примеров – стремление вывести все авиастроительные компании из Москвы в подмосковный Жуковский на базу ЛИИ имени Громова и ЦАГИ имени Жуковского, создание в этом городе единого авиационного центра, объединяющего в себе и конструкторские бюро, и опытное производство, и испытательные комплексы. Что получится из этой затеи, пока не ясно.

Нельзя не сказать и о такой проблеме, как стремление наших экспортеров во что бы то ни стало «застолбить за собой» перспективные рынки вооружений и наиболее выгодные заказы. Наши экспортеры боевой техники не раз сообщали, что портфель заказов «Рособоронэкспорта» превышает 20 млрд. долл. Но беда в том, что отечественная оборонная промышленность не в состоянии быстро выполнить все эти заказы. Например, на зенитно-ракетные системы «Тор-М1» и их модификации, на С-30ПМУ «Фаворит» заказы принимаются с датой выполнения только после 2012 года. Существует большой вопрос: готовы ли заказчики ждать такой долгий срок или в стремлении получить необходимую им технику они найдут другого поставщика? Пусть оружие там будет чуть подороже, не с такими высокими тактико-техническими характеристиками, как наше, но они смогут поставить боевую технику на позицию уже, что называется, завтра.

Другой момент – не всегда контракты на поставку нашей боевой техники прорабатываются достаточно глубоко, всесторонне и с учетом всех тех обстоятельств, о которых говорилось выше. Скандальная ситуация сложилась с модернизацией для Индии авианосца «Адмирал Горшков» (индийское название Vikramaditya), – завод не в с состоянии выполнить эту работу за 1 млрд. долл., который ему готовы заплатить индийцы, она стоит гораздо дороже. И теперь приходится объяснять заказчикам, что они должны доплатить чуть ли не столько же, сколько уже заплатили, что, конечно, вызывает у них недоумение и протест.

Есть спрос, нет предложения

Но главная проблема, которая может отразиться на перспективах российского оружейного экспорта, заключается в том, что сегодня передовым армиям мира (да уже и армиям третьих стран) нужны не просто танки, ракеты, корабли, самолеты и вертолеты, а высокоточные ударно-разведывательные комплексы, где сочетаются огневая мощь ударного оружия, высокоточная разведка целей как неподвижных, так и движущихся, мгновенная, в режиме реального времени передача информации о них на электронно-вычислительные комплексы, введение соответствующих данных в оружейные системы для производства выстрела или пуска ракеты. Эту задачу невозможно решить без беспилотных летательных аппаратов, систем технической, радиолокационной и оптической разведки, приборов навигации и связи. В том числе высокочастотной и закрытой. Без той же системы ГЛОНАСС.

К сожалению, таких ударно-разведывательных комплексов Россия на экспорт не поставляет. Их нет еще в должном количестве даже для собственной армии, и это в перспективе, конечно же, как и огромные имиджевые потери от невыполненных заказов или сорванных контрактов, может привести к снижению наших экспортных заказов.

Структура военного экспорта России

Авиационная техника в экспорте российских вооружений занимает около 50%. Затем идет военно-морская техника, третью строчку занимают контракты средств ПВО и вооружения для Сухопутных войск. Так выглядит структура продаж в начале 2008 года. По итогам 2006 года доля техники ВВС составляла 49,9%, продукции для Военно-морского флота – 27,3%, вооружений Сухопутных войск – 27,3%, ПВО – 9,2%. В последнее время средства ПВО пользуются все большим спросом.

По данным информагентств, в 2007 году Россия осуществила поставки продукции военного назначения и провела модернизационные работы в 30 странах. Общая сумма доходов от военного экспорта составила порядка 7,1 млрд. долл., из которых 6,2 млрд. пришлось на ФГУП «Рособоронэкспорт». Еще примерно на 1 млрд. долл. было экспортировано продукции гражданского назначения, произведенной на предприятиях российского ОПК.

65% российских продаж вооружения и военной техники приходится на Азию, где география поставок расширилась за последние годы. К традиционным покупателям – Индии, Китаю и Вьетнаму прибавились Малайзия, Индонезия и Иран. Доля Индии составляет около 25%, Китая – около 30%. За последние два года существенно расширились продажи в Латинской Америке. Венесуэла приобретает 15% российских экспортных вооружений.

Арабские страны получают 12–15% продаваемых за рубеж российских вооружений. Крупнейшими покупателями в регионе являются Сирия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
515
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
580
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
324
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
213

Другие новости