0
3808
Газета Экономика Печатная версия

11.08.2020 08:00:00

Минэнерго возобновило борьбу за сетевые резервы

Министерство требует оплаты несуществующих услуг, считают промышленные энергопотребители

Тэги: энергетика, электроэнергия


энергетика, электроэнергия Введение оплаты сетевого резерва увеличит расходы бизнеса на сотни миллиардов рублей. Фото с сайта www.rosseti.ru

В правительстве проходит очередной этап согласования проекта по введению оплаты резервируемой сетевой мощности. В телеграм-канале "СоветБезРынка" опубликована свежая переписка ведомств с изложением уточненных предложений Минэнерго по данной теме (в министерстве оставили без ответа вопрос о ее достоверности). Промышленные энергопотребители опасаются, что принятый Минэнерго концептуально ошибочный подход приведет к резкому и необоснованному росту финансовой нагрузки в виде платежей за фактически не оказываемые сетевые услуги.

В приведенных телеграм-каналом "СоветБезРыка" документах уточнены некоторые детали порядка расчета объема потребления электроэнергии и резервируемой максимальной мощности в отдельных случаях. В частности, предусмотрены некоторые послабления для потребителей с собственной генерацией, имеющих подтверждение о нераспространении требования по продаже всей электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Из проекта постановления правительства предлагается исключить пункт о переходе на оплату 100% максимальной мощности с 2025 года: долю оплаты резервируемой максимальной мощности предлагается поэтапно довести с 10% в 2021 году до 60% в 2024 году.

Еще в одном документе излагается ответ Минстроя с предложением сохранить статус-кво для предприятий коммунального хозяйства. Такие предприятия обязаны иметь не менее двух независимых взаимно резервирующих источников питания, отказаться от которых не имеют права; введение оплаты резерва приведет к кратному росту расходов на электроэнергию, сформирует дополнительный убыток и потребует увеличения бюджетных дотаций либо снижения инвестиционных расходов.

Согласно оценке Минэкономразвития России, представленной в августе 2019 года, оплата сетевого резерва приведет к дополнительной нагрузке на бизнес в размере 324 млрд руб. по базовому сценарию. В совокупности с дифференциацией тарифа ФСК принятие изменений может снизит рост ВВП на 0,083%, прогнозируется спад производства в энергоемких отраслях промышленности, совокупные потери экономики в пятилетний период в ценах 2019 года составят 577 млрд руб.

Стоит добавить, что в условиях нынешнего экономического кризиса, в ходе которого принимаются решения о поддержке промышленных предприятий из федерального бюджета, принятие таких изменений выглядит тем менее продуманным и угрожающим ущербом экономике страны: представленный механизм оплаты резерва может "добить" предприятия, вынужденные в сложных экономических условиях сокращать объем производства и соответственно потребление мощности из сети.

Промышленные энергопотребители неоднократно высказывали свои опасения по поводу перспективы введения оплаты сетевой мощности (см. "НГ" от 15.10.18, 21.11.18, 22.11.19). По их мнению, Минэнерго по-прежнему не учитывает особенности работы потребителей, обязанных в силу требований законодательства обеспечивать наличие автономных резервных источников питания (как правило, собственных электростанций) для безаварийной остановки производства в целях предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров (потребители первой особой категории). К числу таких предприятий относятся, например, нефтеперерабатывающие заводы, объекты нефте- и газодобычи, предприятия нефте- и газохимии, предприятия по производству удобрений. Остается в силе и требование по оплате резерва для предприятий с собственной генерацией в отсутствие фактически оказываемых услуг по передаче электроэнергии (когда электроэнергия производится и потребляется непосредственно на предприятии без использования услуг общей сети).

Сегодня тариф на услуги сетевых организаций включает все затраты на работу и обслуживание электросетевого оборудования независимо от его загрузки. Предлагаемое Минэнерго решение на фоне проработки "Россетями" вопроса о долгосрочных тарифах на 10 лет выглядит как дополнительный сбор денег сверх необходимой валовой выручки. Возникают подозрения, что у сетей сократятся стимулы оптимизировать свое хозяйство и сокращать издержки: снизится их зависимость от объема передачи электроэнергии и может возникнуть желание навязать потребителю как можно больше мощности, окупаемость которой будет гарантирована без фактического использования.

Минэнерго, основываясь на ошибочном, технологически и экономически необоснованном представлении о функционировании электросетевого комплекса, настаивает на введении дополнительных платежей за услуги электросетевой монополи, которые она фактически не оказывает, указывает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев: "Регулятор исходит из того, что за каждым потребителем в энергосистеме закреплен свой, обособленный "резерв сетевой мощности" в размере суммы максимальной мощности энергопринимающего оборудования, которым он может в любой момент воспользоваться. На деле же оптимальное использование инфраструктуры обеспечивается кольцевой топологией сети, схемно режимными решениями и перегрузочной способностью трансформаторов. Это позволяет снижать расходы на строительство сетей, эффективно использовать мощности соседних подстанций, страхующих друг друга в случае увеличения внеплановых нагрузок или аварий и максимально снижать объем сетевых мощностей".

"Именно поэтому сумма присоединенных мощностей потребителей по дочерним компаниям ПАО "Россети" на 10-50% больше всей сетевой инфраструктуры указанных сетевых организаций, способной обеспечить необходимую потребителям пропускную способность мощности. Это также подтверждается тем, что, по данным отчетности ПАО "Россети" за 2013-2017 годы, прирост установленной мощности сети в 2,5 раза меньше мощности, проданной потребителям по исполненным договорам о технологическом присоединении, - добавил эксперт. - Кроме этого, потребителям предлагается платить за резервный энергоисточник, которые они обязанных иметь в силу требований законодательства и для исключения негативных последствий для окружающей среды, угрозе жизни и здоровью людей т.д. Также для предприятий вводится штрафующий платеж за наличие собственных электростанций, в том числе утилизирующих вторичные энергоресурсы - попутный нефтяной и различные металлургические газы, древесные отходы и пр.".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российской энергетике необходимы десятки триллионов рублей инвестиций

Российской энергетике необходимы десятки триллионов рублей инвестиций

Глеб Тукалин

Планы по масштабному строительству новой генерации удастся реализовать только при участии государства, уверены в отрасли

0
3028
Президент и правительство объявили о планах развития в энергетике, в экспорте и в электронной промышленности

Президент и правительство объявили о планах развития в энергетике, в экспорте и в электронной промышленности

Михаил Сергеев

0
3744
Константин Ремчуков. Число новых компаний с иностранным капиталом в Китае выросло, несмотря на спад зарубежных инвестиций

Константин Ремчуков. Число новых компаний с иностранным капиталом в Китае выросло, несмотря на спад зарубежных инвестиций

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.09.24

0
7042
Обратная сторона информационного взрыва

Обратная сторона информационного взрыва

Олег Сосунов

Через 20–25 лет дата-центры станут основными потребителями электроэнергии в мире

0
8266

Другие новости