0
2049
Газета Экономика Интернет-версия

14.12.2020 12:29:00

Нефинансовые сервисы «Сбера» оценили в 594 млрд рублей

Инвестбанк UBS пересмотрел свои взгляды на перспективы российской компании

Тэги: сбербанк


Нефинансовые активы «Сбера» увеличились в 4,5 раза, с 133 млрд руб. до 594 млрд руб., полагают представители инвестбанка UBS. Как пишет РБК, нефинансовые активы были впервые учтены в прогнозе общей стоимости Сбербанка, причем аналитики полагают, что при оптимистичном сценарии цена этих сервисов превысит 1 трлн руб. Ранее оценка UBS нефинансовых активов «Сбера» составляла 133 млрд руб., однако данные были пересмотрены после того, как Сбербанк представил свою новую стратегию до 2023 года.

Инвестбанк UBS, согласно аналитическому отчету UBS, на который ссылается РБК, базово оценил стоимость нефинансовых активов «Сбера» в перспективе ближайших 12 месяцев в 594 млрд руб., причем при оптимистичном сценарии этот показатель может достичь 1,1 трлн руб. Корректировки в оценку, ранее составлявшую 133 млрд руб., аналитики внесли в связи с тем, что в конце ноября Сбербанк представил новую стратегию до 2023 года. Исходя из нее, «Сбер» собирается увеличить выручку от нефинансовых сервисов (электронная коммерция, развлечения, облачные технологии, кибербезопасность и другие) до 5% от общей, а к 2030-му — до 20–30%. Кроме того, ожидается, что большая часть нефинансовых сервисов через три года станет безубыточными. По прогнозу UBS, нефинансовая выручка «Сбера» достигнет к 2023 году 570 млрд руб. и принесет около 130 млрд руб. валовой прибыли.

По данным РБК, доклад UBS - первая оценка нефинансовых сервисов экосистемы «Сбера», которая включена в модель оценки стоимости всей компании. По прогнозам UBS, учет нефинансовых сервисов (при оценке 594 млрд руб.) добавляет к целевой цене акций Сбербанка в перспективе года 8% в базовом сценарии. Эксперты определили ее учитывая влияющие на этот показатель экономические факторы в 343 руб. за бумагу, но при оптимистичном сценарии цена может достичь 400 руб. Стоимость всех активов банка в базовом сценарии превысит 7,3 трлн руб., в оптимистичном сценарии она не приводится. 11 декабря на Мосбирже обыкновенная акция Сбербанка стоила 283,7 руб., а капитализация (с учетом стоимости привилегированных акций) — 6,38 трлн руб., сейчас это самая дорогая торгуемая компания РФ.

В Сбербанке отметили, что внимательно следят за отчетами инвестиционных банков, которые вышли после презентации стратегии на 2021–2023 годы во время Дня инвестора, но комментируют их. «Мы рады, что цели стратегии «Сбера» до 2023 года по развитию как финансовых, так и нефинансовых направлений были позитивно восприняты инвестиционным сообществом. Это также подтверждается динамикой стоимости акций, которые за последние две недели прибавили порядка 13%», — сообщил представитель компании.

Эксперты склонны согласиться с оценками UBS. По словам старшего аналитика по банковскому сектору компании «Атон» Михаила Ганелина, на Дне инвестора Сбербанку удалось донести до потенциальных партнеров суть своей стратегии, в результате чего многие пересмотрели прогнозы по стоимости акций компании. Как отмечает эксперт, совсем недавно аналитики устанавливали целевую цену акции на уровне 270–300 руб. за штуку, а после мероприятия показатель в среднем вырос на 10–20%. Аналитик констатирует, что когда три года назад была представлена предыдущая стратегия, инвесторы не совсем поняли концепцию развития группы и им не очень нравилось, что Сбербанк покупает различные компании на рынке, поскольку это создавало впечатление «распыления» деятельности банка. Теперь же ситуация изменилась. Кроме того, но на повышение оценки стоимости активов также повлияло то, что финансовые потери банков, связанные с пандемией, оказались не такими существенными, как ожидалось поначалу. «В случае со Сбербанком прибыль упадет не так сильно, в пределах 10–12%», — отметил Ганелин.

А вот сооснователь платформы United Investors Александр Горный уверен, что оценку в 594 млрд руб. можно считать огромным успехом команды Сбербанка. Как считает эксперт, эта сумма «на порядки больше, чем затраты «Сбера» на покупки компаний своей экосистемы». Управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава также говорит, что Сбербанк успешно инвестирует в нефинансовые активы.

Самым перспективным среди нефинансовых проектов Сбербанка инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов называет развитие маркетплейса. По его словам в идею экосистемы верят ряд инвесторов. «Риски реализации этих проектов довольно велики, у Сбербанка есть финансовые ресурсы, но нет достаточного опыта в нефинансовой сфере, где тон задают небольшие мобильные компании и высока конкуренция», — обращает внимание Суверов.

У многих нефинансовых сервисов экосистемы Сбербанка огромный потенциал роста, полагает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Согласно его оценкам, доля нефинансовых сервисов в совокупной выручке группы к 2023 году может достичь 8%, поскольку многие сегменты финансового рынка пока далеки от насыщения и в ближайшие годы еще продолжится активный рост доходов от них. Как говорит аналитик, в последующие годы потенциал роста некоторых традиционных для Сбербанка сегментов будет ограничен и доля нефинансовых сервисов начнет расти еще быстрее.

Отметим, что Сбербанк в конце 2017 года утвердил стратегию, согласно которой он превратится в универсальную технологическую компанию и будет конкурировать с такими иностранными игроками информационного рынка, как Google и Amazon. В 2019 году топ-менеджмент Сбербанка сообщал, что за три года банк инвестировал в покупку активов для экосистемы 1 млрд долл., или 3% от прибыли за это время. Как говорил глава Сбербанка Герман Греф, цель создания экосистемы — опередить ИТ-гиганты, которые начали заниматься финансовой деятельностью. Теперь в экосистему Сбербанка входят около 50 компаний, в частности, сервис интернет-платежей «Юмани» (экс-«Яндекс.Деньги»), портал недвижимости «Домклик», телекоммуникационный оператор «СберМобайл», развлекательные интернет-сервисы (онлайн-кинотеатр Okko, «СберЗвук»), медицинские сервисы («Сбер Еаптека», DocDoc), маркетплейс для покупки автомобилей «СберАвто», проекты в сферах информационной безопасности (Bi.Zone), распознавания речи и лиц (Vision Labs, «Центр речевых технологий»), искусственного интеллекта (Cognitive Pilot), облачных технологий (SberCloud), а также разработчик устройств SberDevices и др.

При этом часть сервисов Сбербанка развиваются в партнерстве с другими технологическими компаниями. Так в 2019 году банк вместе с Mail.ru Group запустил совместное предприятие «О2О Холдинг», стоимость которого на старте оценивалась в 100 млрд руб. В него включены сервис доставки еды и продуктов Delivery Club, сервис заказа такси «Ситимобил» и т.д. Позднее компании дополнительно инвестировали в него еще 12 млрд руб. Также важным партнером «Сбера» в сфере нефинансовых сервисов долгое время был «Яндекс». Но летом 2020 года компании объявили о разделе совместных активов: банк выкупил у «Яндекса» 25% в «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд руб. и продал интернет-компании 45% «Яндекс.Маркет» за 42 млрд руб. при общей оценке компании около 87,3 млрд руб.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости