0
2733
Газета Экономика Печатная версия

30.05.2022 14:05:00

Экономический кризис ударил по российской климатической повестке

Эксперты предупреждают о рисках недооценки экологических факторов


Фото pixabay.com

Постепенное ухудшение экономической ситуации в России грозит ослаблением внимания власти и бизнеса к климатической повестке: уже видны тревожные сигналы «сдвига вправо» выполнения некоторых экологических планов. Но в то же время эксперты отмечают, что стратегически защита окружающей среды выгодна для компаний, она не имеет противоречий с актуальной задачей мобилизационной модернизации экономики, а даже помогает ее выполнить. Эти вопросы эксперты обсудили на круглом столе Российского партнерства за сохранение климата.

«Экономическая ситуация медленно, но ухудшается, все больше отраслей и секторов находятся в ситуации неопределенности, – констатировала директор департамента внешних коммуникаций En+ Group Ольга Санарова. – Между тем недавно Всемирная метеорологическая организация заявила, что концентрация парниковых газов в атмосфере достигла рекордной величины. Российское правительство не отказывается от обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и не намерено выходить из Парижского соглашения по климату. Что будет происходить дальше – сдвинется ли экологическая и климатическая повестка вправо или она сохранит прежние темпы, если для этого хватит ресурсов?»

Как отметил исполнительный директор Исследовательского центра энергетической политики и международных отношений Максим Титов, когда возникло само понятие ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), вокруг него образовалось много шума и хайпа. Но компании-лидеры всегда занимались тем, что стоит за этой аббревиатурой – промышленной безопасностью, охраной труда, социальной поддержкой, экологическими рисками. Эти направления останутся всегда, уверен он.

Так, если говорить об экологии, то такие угрозы, как таяние вечной мерзлоты, усиливающиеся штормы и пожары будут становиться для бизнеса все более значимыми. А кто их игнорирует – почувствует последствия для своего финансового положения, подчеркнул Максим Титов. Эксперт отметил, что международные экологические стандарты российскому бизнесу будут только в помощь – это своего рода глобальные «правила дорожного движения» в экологической сфере.

Применительно для России все более важным, по мнению Максима Титова, становится энергоэффективность во всем ее многообразии – в индустрии, транспорте, жилых и общественных зданиях и т.д. Это ведет не только к снижению затрат на энергоресурсы, но и к сокращению выбросов парниковых газов, отметил он.

Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании РУСАЛ (металлургического бизнеса En+ Group), рассказала о росте востребованности в мире низкоуглеродного продукта компании – алюминия бренда Allow. Углеродный след этого металла в 4-5 раз ниже, чем в среднем по глобальному алюминиевому сектору в мире. Интерес к бренду растет поступательно и проявляется не только у потребителей металла, но и ритейлеров, продающих продукцию в алюминиевой упаковке.

Компания еще в 2007 году по решению своего основателя Олега Дерипаски приняла «Стратегию безопасного будущего», направленную на значительное снижение выбросов в атмосферу. Климатические цели компании дважды ужесточались – вплоть до достижения полной углеродной нейтральности к 2050 году. Планы детализируются и включают в себя в том числе повышение энергоэффективности глиноземных предприятий и экологическую модернизацию алюминиевых заводов в Сибири, рассказала Ирина Бахтина.

«Важно, чтобы стимулы, которыми компании заманивались в ESG-повестку, сохранялись, – подчеркнула она. – Чтобы соблюдение мировых экологических «правил дорожного движения» поддерживалось не только кнутом, но и пряником. Сейчас это уходит в сторону: например, трансграничное углеродное регулирование ЕС – пример жесткого подхода. Проекты по декарбонизации весьма дорогостоящи. Нужно, чтобы такие меры стимулирования со стороны государства, как субсидирование, помогали стабилизировать условия, на которых компании в эти проекты заходят».

Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития, гендиректор «КарбонЛаб» Михаил Юлкин рассказал, какими темпами идет декарбонизация мирового транспорта. В частности, огромная программа по электротранспорту принята в Китае, в ЕС планируется к 2035 году оставить только электрокары, а, например, в Норвегии – уже к 2025 году. В регулировании авиатранспорта ведется работа по ужесточению требований к авиационному топливу и сертификации лайнеров. Эти и другие меры создают риски для российского топливного экспорта и, соответственно, бюджета. «Нам придется продвигать зеленую повестку, любые другие пути до добра не доведут, мы лишимся какого бы то ни было развития», – предупредил эксперт.

Между тем эксперт «Центра экологических инноваций» Александр Климанов обратил внимание на возможность смягчения экологического регулирования в России. В стране, по его словам, есть «антиклиматическое» лобби, которое раньше сомневалось, стоит ли следовать Парижскому соглашению, а теперь подталкивает к выходу из него. Есть предприятия, которые продвигают снижение экологических требований, что в последнее время стало хорошо заметно. Их можно понять – у них неблагоприятные экономические обстоятельства, заметил эксперт, но этот путь, в свою очередь, неблагоприятен для экологии и климата.

В России сдвиг вправо в некоторых экологических темах действительно есть, но по собственно климатическим вопросам – например, по созданию архитектуры, методологии, определения содержания климатических проектов – работа продолжается, отметил старший юрист Baker McKenzie Роман Ишмухаметов. «Понятно, что возникло много нюансов в плане взаимодействия с бизнесом из стран, которые традиционно рассматривались в качестве покупателей наших углеродных единиц и глобальных доноров технологий. Но потенциал кооперации, например, с Китаем есть по всем секторам, – обратил внимание эксперт. – Мобилизационная экономика и ESG-повестка – это совершенно не взаимоисключающие вещи. Мы как страна ищем новые точки роста, «вытягивающие» проекты с большим количеством мультипликаторов – и крупные зеленые инвестиционные проекты вполне могут быть такими».

«Тема климатических проектов остается актуальной, – подчеркнула Ольга Санарова. – Будем надеяться на позитивные перемены в политической и экономической повестке, которые дали бы больше возможностей реализовать потенциал этого направления».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От истребителей до вакцин: 15 ключевых продуктов Ростеха за 15 лет

От истребителей до вакцин: 15 ключевых продуктов Ростеха за 15 лет

0
781
Все энергообъекты компании Эн+ готовы к зиме

Все энергообъекты компании Эн+ готовы к зиме

Ярослав Вилков

0
1115
Российский бизнес попытались исключить из климатической дискуссии

Российский бизнес попытались исключить из климатической дискуссии

Василий Столбунов

Эксперты обсудили итоги Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата

0
1556
Ростех для городской инфраструктуры: от электробусов до светофоров

Ростех для городской инфраструктуры: от электробусов до светофоров

0
1323

Другие новости