0
4267
Газета Экономика Печатная версия

04.10.2023 20:25:00

Россияне отправились в санатории снимать стресс

Здравницам не хватает персонала

Тэги: санатории, здравницы, курорты, антистресс, лечебный отдых, оздоровительный туризм

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

санатории, здравницы, курорты, антистресс, лечебный отдых, оздоровительный туризм Услуги отечественных санаториев оказались многим по душе. Фото PhotoXPress.ru

Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) назвала 2023-й годом устойчивого спроса. В санаториях уже отдохнули около 4,4 млн человек, что на 5% больше, чем годом ранее. Такие данные за январь–август сообщили «НГ» в ассоциации. По итогам всего 2023-го показатель ожидается на уровне 6,7 млн человек. Аудитория здравниц заметно помолодела: средний возраст гостей смещается с 55 до 45 лет, много и 30-летних. Сейчас россияне отправляются в санатории прежде всего за «антистресс»-программами. При этом отрасль столкнулась с вызовами: неравномерность загрузки и дефицит кадров.

Текущий год для санаторно-курортной отрасли РФ выгодно отличается от предыдущего. Если 2022-й был «годом трудного восстановления после коронавирусных ограничений с множеством форс-мажоров, по-разному влиявших на отрасль весной и осенью», то 2023-й – это год устойчивого спроса.

Такой вывод сделан в аналитическом отчете АОТ, который был презентован на прошедшем в среду форуме «Инвестиции в развитие здоровой страны. Цифры. Факты. Возможности».

О тенденциях 2023-го подробно рассказал «НГ» медицинский директор АОТ Михаил Данилов. По его данным, за январь–август этого года в санаториях отдохнули и прошли курс санаторно-курортного лечения 4,41 млн человек, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2022-го. В аналитическом отчете при этом прогнозируется, что за весь год численность гостей составит около 6,7 млн человек.

«По популярным направлениям, к которым относятся Ставропольский край (Кавказские Минеральные Воды), Краснодарский край и Белокуриха (Алтайский край), загрузка устойчиво приближается к 90–100%, в том числе на осень. Глубина бронирования по этим направлениям превышает 5–6 месяцев», – продолжил Данилов.

Стоимость услуг выросла. «Цены в среднем поднялись на 10% в этом году, компенсируя затраты, но на популярных направлениях туроператоры отмечают рост до 20% на отдельных объектах», – сказал Данилов.

По данным АОТ, сейчас россияне все чаще отправляются в санатории именно в своем регионе, недалеко от места проживания. «Поэтому лидерами прироста в абсолютном выражении по сравнению с 2022-м неожиданно кроме Ставропольского края стали Московская область, Омская область, Кемеровская область (Кузбасс)», – перечислил Данилов.

Причин, по оценкам представителей отрасли, несколько. Например, это отказ граждан от поездок на дальние расстояния в связи с логистическими ограничениями, а также «по соображениям безопасности». Другие причины – дефицит мест в санаториях в популярных курортных регионах, а также перенаправление потока туристов в здравницы в том числе из-за дефицита отельного номерного фонда. Помимо этого, упоминаются рост популярности путевок выходного дня и постепенная адаптация самих здравниц к запросам рынка.

Аудитория заметно меняется. Например, как отметила доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Никольская, «знакомство россиян с оздоровительными курортами и санаториями во время закрытия ряда зарубежных популярных направлений способствует появлению потребителей нового формата и заставляет здравницы пересматривать свои подходы не только к сервису, но и составу самого предложения». «Многие региональные здравницы, в том числе из-за разворота туристического потока в их сторону, отмечают омоложение аудитории, смещение среднего возраста гостей с 55 до 45 лет, частые поездки семьями с детьми», – говорит Данилов. Как сообщается в аналитическом отчете, омоложение аудитории происходит за счет гостей в возрасте 35–45 лет.

Это как раз и объясняет трансформацию спроса, в частности желание граждан съездить в санаторий не на продолжительное время, а буквально на выходные. «Вместе с тем это не мешает развиваться и традиционному санаторному продукту, а также медицинской реабилитации на базе санаториев», – уточнил Данилов.

Основу продуктового предложения здравниц, как и прежде, составляет традиционное и проверенное санаторно-курортное лечение. Хотя и тут есть новации. «Трендом последних двух лет стал высокий запрос на антистресс программы, особенно у работающих россиян», – уточнил Данилов. Преодоление последствий ковида, по его словам, тоже входит в программы у части объектов, потребность в этом есть, но существенной доли рынка такое направление не составляет.

«После пандемии и начала спецоперации все большему числу граждан нужна постоянная реабилитация и психологическая помощь, – подтвердил «НГ» доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев. – В ближайшие несколько лет потенциальный клиент, заинтересованный в медицинском туризме, будет только молодеть».

Копятся поводы для лечебного отдыха, конечно, и у более старших поколений. «Согласно внутренним исследованиям среди целевой аудитории, останавливающейся в сети наших отелей, 40% гостей в возрасте от 45 до 50 лет страдают от двух или более хронических заболеваний», – сообщила «НГ» коммерческий директор «Группы Отелей Русские Сезоны» Инна Рындина.

На фоне растущего и меняющегося спроса санаторно-курортная отрасль сталкивается и с серьезными вызовами. Как сообщила, выступая на форуме, председатель АОТ Елена Трубникова, если брать данные туроператоров за 2023 год по наиболее востребованным направлениям санаторно-курортного отдыха (это уже упомянутые Кавказские Минеральные Воды, Краснодарский край и Белокуриха), то там фиксируется именно дефицит мест в здравницах, и он оценивается в 47%. Но одновременно с этим, по данным Росстата за январь–август, которые привела в презентации Трубникова, в целом по отрасли загрузка мест составила лишь около 43%. Из чего можно сделать вывод, что кое-где номерной фонд как раз простаивает.

Несмотря на то что все больше граждан выбирают санатории внутри своего региона, загрузка все равно распределяется крайне неравномерно. И в ряде случаев это может свидетельствовать как раз о несоответствии потребительскому запросу качества и перечня предлагаемых услуг, об изношенности номерного фонда, о низком уровне сервиса, об отсутствии какого-либо продвижения санаториями своего бренда.

Так что внутри отрасли все еще выявляются хронические недуги, требующие лечения. Эксперты дискутируют о мерах. Например, как считает член генсовета «Деловой России», член экспертного совета по туризму Госдумы Леонид Гункевич, «проблему нехватки номерного фонда туристических здравниц можно решить за счет легализации и обязательной классификации гостевых домов, модульных отелей и других средств размещения».

А судя по комментарию Гареева, если мы говорим о здравницах вдали от моря, лесных массивов или гор, то эффективная конкуренция для них возможна только при наиболее выгодном для граждан соотношении цены и качества. Потому что, как он уточнил, конечно, это позитивная тенденция, что у россиян есть стремление заботиться о своем здоровье, но ложкой дегтя тут становится рост цен на оздоровительный отдых в ряде регионов. Этот рост объясняется как общей экономической ситуацией, так и отсутствием альтернативных предложений за рубежом и конкуренцией на рынке гостиничных услуг, пояснил эксперт.

Другой серьезный вызов, с которым сталкивается отрасль, на самом деле сейчас актуален для всей экономики РФ – дефицит кадров. Как рассказала Трубникова, «не хватает и врачей, и среднего медицинского персонала, и младшего медицинского персонала – не хватает вообще персонала». Так что, по ее словам, нужно повышать престиж профессии, трансформировать бизнес-модель, искать пути повышения зарплат.

Гункевич полагает, что приток специалистов в отрасль могли бы также «обеспечить дополнительные стимулы, такие как льготные кредиты». По мнению же Рындиной, «кадровый голод в здравницах можно преодолеть, только привлекая специалистов из профессиональных отелей, которые будут готовы обучать уже молодых работников с нуля отельным стандартам».

Гареев, однако, особо подчеркивает, что специфика оздоровительного туризма в большинстве случаев предполагает наличие у сотрудников определенной компетенции, медицинских знаний. 


Другие новости