0
91
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2025 20:18:00

На транспортный комплекс России за три года потратят 6 триллионов рублей

Чиновники хотят привлечь россиян к финансированию инфраструктурных проектов

Тэги: траспорт рф, софинансирование приоритетных инфраструктурных проектов, всм

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

траспорт рф, софинансирование приоритетных инфраструктурных проектов, всм Вице-премьер Виталий Савельев обещает расширить сеть высокоскоростных магистралей к 2045 году. Фото из Telegram-канала Министерства транспорта РФ

Транспортный комплекс РФ смог выстоять под беспрецедентным санкционным давлением и уверенно двигается вперед, объявил в четверг премьер РФ Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России». Вклад транспортной отрасли в отечественный ВВП приближается к 6%, что составляет свыше 13 трлн руб. В ближайшие годы правительство будет поддерживать развитие транспорта. При этом чиновники надеются на активное участие граждан в софинансировании приоритетных инфраструктурных проектов.

На ближайшие три года на реализацию программы по развитию транспортной системы РФ планируется выделить почти 6 трлн руб. «За предыдущие пять лет направили на реализацию профильной государственной программы «Развитие транспортной системы» 8 трлн руб. В этом году предоставим еще более 1,5 трлн», – отметил председатель правительства РФ. «Для дополнительной поддержки наиболее приоритетных направлений с января запустили новый нацпроект «Эффективная транспортная система»... Общий объем ее финансирования на первые три года составит свыше 1,5 трлн руб. Из них почти 135 млрд – в текущем году», – добавил Мишустин, отметив, важность эффективного использования каждого рубля.

В самых ближайших планах правительства – за ближайшие шесть лет связать все виды транспорта в единую опорную сеть и существенно нарастить ее мощности. «Это потребует кардинальных изменений в подходах к организации логистики с внедрением самых передовых методов, цифровых решений и инноваций», – отметил премьер.

Самым масштабным и приоритетным транспортным проектом в РФ остается строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Петербург. И сейчас, по словам Михаила Мишустина, полным ходом идет производство рельсов и сварка кузовов для нового поезда ВСМ Москва–Санкт-Петербург.

Летом специалисты обещали, что начало сборки первого образца поезда для ВСМ запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а на 2028 год запланировано получение сертификата соответствия. Ожидается, что до 2030 года будет поставлено 43 восьмивагонных поезда для первой ВСМ Москва–Санкт-Петербург (см. «НГ» от 02.07.25).

ВСМ Москва–Санкт-Петербург сейчас не единственный прорывной проект. Помимо двух столиц предполагается связать сетью ВСМ также Минск, Адлер, Рязань и Екатеринбург. Таким образом, Россия до 2045 года будет иметь протяженность сети высокоскоростных железнодорожных магистралей более 4,5 тыс. км, на всей сети будут курсировать около 300 поездов, сообщил вице-премьер РФ Виталий Савельев.

Несмотря на то что транспортная отрасль получает значительное бюджетное финансирование, российские власти все больше озабочены поиском и внебюджетных источников. Роль частных инвестиций в транспортной отрасли России с каждым годом становится все более значимой, отметил в четверг премьер Михаил Мишустин.

Транспортная отрасль остается одним из ключевых направлений для использования инвестиционных бюджетных кредитов, отметил в четверг вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, из 1 трлн руб., выделенных регионам, до 80% средств было направлено на дорожное строительство и развитие транспортных сооружений.

Однако, по его словам, в настоящий момент ощущается нехватка внебюджетного финансирования для ряда проектов при нынешней ключевой ставке. Хуснуллин подчеркнул, что эти проекты приостановлены, но не остановлены. «Мы переживем эту ситуацию. Трудности бывают всегда. Надо просто сейчас посмотреть, где какие у нас есть внутренние ресурсы, как их использовать для того, чтобы сохранить все наши мощности, чтобы к очередному моменту, когда ставка нормализуется и деньги появятся, чтобы эта отрасль была сохранена и могла продолжить работу дальше», – заключил вице-премьер.

Тем не менее заниматься модернизацией в той же дорожно-строительной отрасли в условиях текущей инфляции, по его мнению, будет непросто. «Сейчас экономика сдвигается, когда инфляция съедает наши стоимости контракта, потому что люди, кто три года назад заключил контракт, они же заключали без учета этой инфляции. Конечно, эта инфляция подъела экономику строительных организаций. И дальше модернизироваться будет непросто. Но я еще раз говорю: надо сейчас пережить, поджать пояса и готовиться к новому росту», – сказал Хуснуллин.

Компания «РЖД» в текущем году ориентирована на привлечение заемных средств в первую очередь с помощью небанковских инструментов, объяснил в четверг глава РЖД Олег Белозеров. «Мы в этом году перед собой поставили задачу больше занимать не банковского финансирования, а прежде всего постараться привлечь физические и небанковские инструменты. Мы планируем, что до конца года закроем порядка 450 млрд таких рублей», – сказал он. Белозеров отметил, что для РЖД это новый рынок. «То есть нам, конечно же, удобнее всегда работать с банком, с большим объемом заимствования», – пояснил он. Глава РЖД предлагает создать специальный инфраструктурный фонд для финансирования в транспорте. «В этом фонде нужно было бы сконцентрировать все задачи между всеми видами транспорта, правильно распределять и осуществлять вложения, что дало бы максимальную защищенность, в том числе и от рисков», – отметил Белозеров.

В свою очередь в Минтрансе выступают за более активное привлечение розничных инвесторов к финансированию транспортного комплекса. «Считаю, что возможности российского фондового рынка транспортным комплексом пока недооценены», – подчеркнул министр транспорта Андрей Никитин. По его словам, за последние 20 лет объем инвестиций в транспортную инфраструктуру вырос в 12 раз – с 173 млрд руб. в 2006 году до 2 трлн руб. в 2022 году. Сейчас две трети вложений в транспорт обеспечиваются собственными средствами компаний и привлечением частных инвесторов, при этом общая сумма текущих транспортных ГЧП-соглашений достигла почти 4,8 трлн руб., сообщил Никитин. Примером эффективного государственно-частного сотрудничества чиновник как раз считает проект строительства ВСМ.

По мысли министра, жители РФ скоро тоже будут становиться соинвесторами транспортных объектов. За последние 12 лет количество активных розничных инвесторов, совершавших хотя бы одну розничную сделку с акциями и облигациями на Мосбирже, выросло в 50 раз, до почти 99 млн человек, отметил он.

К примеру, предоставление физлицам немного более высокой доходности по облигациям по сравнению с другими инвесторами могло бы расширить их участие в инфраструктурных проектах, заметил предправления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. «На сегодняшний день механизм привлечения (финансирования. – «НГ») – он есть уже, в том числе «физиков». Но заинтересованности (физлиц. – «НГ») на общих основаниях нам добиться трудно», – сообщил Петушенко об опыте госкомпании по размещению облигаций. «Надо чуть-чуть «накрутить» (доходность. – «НГ»)», – предложил он, тут же заметив, что могут возникнуть вопросы к более высокой доходности таких бумаг.

Глава «Автодора» считает, что повышение доходности для физлиц не потребует дополнительных бюджетных средств, поскольку риски по погашению облигаций берет на себя госкомпания. «Мы на себя эти риски можем взять, чтобы вытащить достаточно большой пул «физиков», у которых уже есть опыт и доверие», – отметил он. Однако необходим механизм защиты «от недопонимания», который следовало бы закрепить на законодательном уровне. Как напомнил Петушенко, в банках у населения скопилось около 60 трлн руб., и премьер-министр Михаил Мишустин поставил задачу разработать инструменты для привлечения населения в финансирование масштабных инфраструктурных проектов. 


Читайте также


РЖД получит поезда для испытания на ВСМ летом 2027 года - Алиханов

РЖД получит поезда для испытания на ВСМ летом 2027 года - Алиханов

0
1599
Южный Кавказ без России и Грузии

Южный Кавказ без России и Грузии

Арчил Сихарулидзе

Открытие Зангезурского коридора не лишит Тбилиси транзитной роли

0
8444

Другие новости