Конституционный суд (КС) РФ потребовал от национальных регионов в кратчайшие сроки привести местное законодательство в соответствие с Основным законом. 13 субъектов Федерации должны вычеркнуть из своих конституций положения о «суверенитете» и собственном гражданстве.
В разных формулировках подобные «антиконституционные» положения содержатся в конституциях Татарстана, Башкирии, Якутии, Тувы. Кроме того, в ряде регионов (Кабардино-Балкарии, Коми, Чечне, Бурятии, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округах, в тех же Башкирии и Туве и даже на Кубани) в законодательстве сохраняется положение о «народе субъекта РФ как источнике власти».
В большинстве регионов уже взяли под козырек. Однако в двух самых крупных национальных столицах – Казани и Уфе – требование КС однозначно расценили как новый виток противостояния между Центром и регионами. Президент Башкирии Муртаза Рахимов, правда, согласился внести правки, но с многозначительной оговоркой, мол, «раз начальство приказало, будем изменять». А вот власти Татарстана хранят недвусмысленное молчание.
Заметим, что КС принял упомянутое постановление еще восемь лет назад. На этот раз решимость судей, очевидно, подогрела позиция президента Дмитрия Медведева, который еще два месяца назад дал председателю КС Валерию Зорькину указание «довести процесс до логического завершения», подчеркнув, что от законодательных противоречий между Центром и регионами «зависит судьба государства».
Сегодня региональные элиты, руководствуясь старым аппаратным правилом «ничего случайного нет», пытаются найти причины столь внезапного «поворота» федерального Центра. Почему спустя восемь лет вернулись в теме «суверенитета» национальных республик? Во времена президентства Владимира Путина, как известно, Минтимеру Шаймиеву и Муртазе Рахимову удалось найти компромисс с руководством страны: и местные законы привели в соответствие с российскими, и положения о собственном суверенитете и гражданстве оставили в неприкосновенности. Даже статья о выборности президента Татарстана всего лишь юридически «приостановлена» до лучших времен. Националы надеялись, что лучшие времена для республик настанут после ухода с президентского поста Владимира Путина, мол, тогда Москва перестанет выстраивать субъекты Федерации «все вертикальнее и вертикальнее». Но ожидания не оправдались.
Есть и иные версии. Несколько дней назад Татарстан попросил у Центра более 15 млрд. руб. на покрытие дефицита местного бюджета. Возможно, заявление КС – попытка Центра извлечь для себя политические дивиденды. Мол, мы вам (национальным регионам) даем деньги, а вы нам взамен – остатки своих бутафорских суверенитетов.
За долгие годы споров с Москвой у Казани скопился целый ряд контрприемов. Несколько лет назад Шаймиев посетовал на то, что в Москве очень плохо знают Конституцию РФ, а между тем в главе «Заключительные и переходные положения» есть словосочетание «суверенные республики в составе России». Эта вставка, пролоббированная самими нацрегионами, уже спасала их от юридического демонтажа суверенитета. Не исключено, ею воспользуются и на этот раз.
Выполнение требования КС для Шаймиева означает банкротство политической линии, которую он проводил 20 лет. Очевидно, ликвидацию упоминания о суверенитете попытаются в очередной раз затянуть. «Положение о суверенитете зафиксировано в первой статье Конституции Татарстана, которая может быть изменена только общенародным референдумом», – утверждает экс-советник Шаймиева Рафаэль Хакимов. В республике, похоже, всерьез намерены сопротивляться предписанию КС. Отговорки могут быть разными: от вопросов «зачем же тратить деньги на референдум в условиях кризиса?» до предложений «сначала приведите в порядок федеральную Конституцию». А там, глядишь, и решение вопроса отложится до лучших времен.