0
1825
Газета От редакции Интернет-версия

18.10.2010 00:00:00

"Червяк Зеленина" как симптом

Тэги: власть, скандал


Если бы не фактическое (пока еще не формальное) назначение Сергея Собянина мэром Москвы, главным героем недели стал бы дождевой червяк. Тверской губернатор Дмитрий Зеленин зафиксировал его в своей тарелке во время дипломатического приема в Кремле, сделал фото и выложил снимок в твиттере с ироничным комментарием.

Зеленин повел себя в соответствии с неписаными нормами Сети. Ухватил мгновение – и поделился. Создал так называемый мем, то есть образ, потенциально тиражируемый сетевым фольклором. «Успел ли червяк сфотографировать Зеленина?» – смеется Сеть.

По законам Сети совсем недавно вел себя и кировский губернатор Никита Белых, во время Госсовета жаловавшийся в твиттере на то, что коллеги без зазрения совести пользуются его идеями и наработками.

И Зеленина, и Белых поспешил одернуть Кремль. Дмитрий Медведев пристыдил Белых прямо на Госсовете, а помощник президента Сергей Приходько, реагируя на «червяка Зеленина», предложил увольнять губернаторов по причине «слабоумия».

Власть, подчас буквально выталкивающая чиновников в Интернет, похоже, немного иначе представляла себе свой «роман» с Сетью. Во-первых, ей представлялось, что личный блог или твиттер чиновника – это имиджевый ход. Во-вторых, власть полагала, что выход в Сеть частично заполнит информационные и коммуникативные пустоты, порождаемые закрытостью как modus vivendi правящей элиты. О столкновении двух системных модусов, двух логик существования – открытости Сети и закрытости власти – не думалось.

Твиттер Медведева – образец того, как власть видит себя в Сети. Сам факт активности носителя власти в этой среде должен генерировать события в медиа, и пока президентский микроблог соответствует этим ожиданиям. «Посты» президента становятся новостями, они встраиваются в любимое занятие аналитиков в России – поиск «сигналов», но при этом в информационном плане они не представляют особой ценности.

Хороший пример – запись в твиттере Медведева, комментирующая выбор-назначение Собянина: «Сергей Собянин – опытный управленец, который обладает необходимыми качествами для того, чтобы быть мэром Москвы». Минимум информации, никаких разъяснений, но при этом поддерживается само ощущение «выхода к народу», коммуникации, обратной связи.

Сталкиваясь с «червяком Зеленина», власть начинает нервничать. Включается другой механизм порождения публичной информации. Медийным становится уже не факт активности высокопоставленного чиновника в Сети, а контент, содержание его высказывания или же конфликт, этим высказыванием порождаемый. Власть перестает контролировать «выход» информации о себе.

Микроблоги чиновников, допущенных к инсайду в том или ином объеме, в том или ином виде, но реально не участвующих в формировании политической повестки дня, резонно вызывают тревогу у власти, которая не привыкла проговариваться.

Чиновник, утрачивающий благодаря вертикали власти инстинкт самостоятельного политика, помещается в ситуацию качественно иной публичности. Сеть – это концентрат критичности и сарказма, и чиновник, не обладающий весом президента или премьер-министра, вынужден играть по правилам этой публики, быть ей интересным, нравиться ей. Политика уходит в Сеть в том смысле, что прежде политическим деятелям приходилось нравиться реальной публике, чтобы добиваться постов, а теперь им, получившим посты без разговора с публикой, приходится нравиться сетевой аудитории, чтобы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие драйва от реальной состязательности. Вместо борьбы за голоса – борьба за «френдов» и «фолловеров».

В западной прессе Дмитрия Медведева называют «завзятым блогером». Однако проникновение российской власти в Сеть регулярно обнаруживает издержки ее, власти, вертикальности и информационной закрытости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
906
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1128
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
912
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1149

Другие новости