Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп сообщил, что венесуэльское руководство «хотело бы с ним поговорить», он не против и готов посмотреть, «что из этого выйдет». Американские СМИ со ссылкой на источники в Белом доме пишут, что решение о наземной операции в Венесуэле еще не принято. При этом в Карибском море уже присутствует авианосная ударная группа Военно-морских сил США. На борту авианосца «Gerald R. Ford» – 4 тыс. военных, десятки истребителей и вертолетов. Кажется, это весомый аргумент для того, чтобы президент Венесуэлы Николас Мадуро захотел поговорить с Трампом.
Еще в октябре газета The New York Times, цитируя несколько источников, писала, что Мадуро предлагал Трампу сделку. В частности, Венесуэла была готова перенаправить свой нефтяной экспорт из Китая в США, открыть нефтяные поля и добычу золота для американских компаний, они получили бы преференции при заключении контрактов. Каракас также якобы обещал Трампу ограничить взаимодействие в сфере энергетики и добычи полезных ископаемых с Россией, Ираном и КНР. Как сообщалось, в Вашингтоне сделку отвергли. Но не факт, что отвергли окончательно (если Трамп сейчас готов «поговорить»).
Дональд Трамп принял новую глобальную парадигму силового решения старых проблем, что он уже показал в случае с Ираном. Еще лет десять назад вопрос о наземной операции на территории суверенного государства не обсуждали бы так легко и открыто. Сейчас это стало чуть ли не нормой, поддерживать оппозицию или стоять за государственным переворотом уже недостаточно. Если можно добиться решения силой, свою правоту не обязательно доказывать. Британская разведка отказалась делиться с американцами некоторыми данными из-за того, что США принялись топить корабли в Карибском море, но едва ли Трампа это сдерживает.
Сдерживать его может цена вопроса. Маленькую победоносную войну с режимом Мадуро можно «продать» избирателю. Но, как предупреждают некоторые американские военные аналитики, конфликт может получиться долгим, американцы в нем увязнут, не смогут учесть множество факторов. Такой конфликт ударит по рейтингу президента США и его команды. Это может объяснять относительную нерешительность Трампа. Но она вовсе не означает блеф, это, должно быть, понимает Мадуро, поэтому тема сделки – предпочтительной для Белого дома – все время поднимается. Она поднимается за кулисами – а на сцене Мадуро остается боливарианцем, борцом с американским колониализмом, готовым сплотить народ против агрессора.
Здесь неизбежно возникает российская тема. Если оставаться в рамках многополярной картины мира, где большие игроки борются за влияние, то Москва должна поддержать своего венесуэльского союзника, как это неизбежно случилось бы во времена СССР. Горячие умы на патриотических ресурсах эта тема уже будоражит. Но у Москвы есть свои приоритеты, и главный – Украина. Необходимо добиться успешного завершения этого конфликта, что предполагает максимальное признание новых территорий российскими, а также долгосрочные, надежные стратегические гарантии. Это легче сделать при нынешней американской администрации, будь то сам Дональд Трамп или его потенциальный преемник Джей Ди Вэнс. Долгосрочный конфликт в Венесуэле ударит по их рейтингам и позициям. Выгодно ли это Москве, если она хочет при помощи Трампа давить на Киев и добиваться мира на своих условиях? Пожалуй, нет.
Даже если бы Москве хотелось поддержать Каракас, постоянные сообщения о готовности Мадуро к сделке дают повод задуматься. Россия имеет дело не с идейным революционером, антиколониалистом и антиамериканистом, а с человеком, который просто цепляется за власть и готов удерживать ее любым способом. Инвестировать в такого союзника – рискованно.

