0
4765
Газета Образование Интернет-версия

07.06.2011 00:00:00

Школьники пятого элемента

Тэги: школа, социология


школа, социология Одними шахматными кружками сегодня от юного таланта уже не отделаешься. Нужно думать серьезно, как менять работу с одаренными детьми.
Фото Интерпресс / PhotoXPress.ru

В Общественной палате прошло пленарное заседение, на котором обсудили «Социальный портрет российской молодежи». И где были зачитаны доклады, содержащие данные крупномасштабных исследований школьников. Цель исследований, проведенных по заказу палаты, – обратить внимание на проблему воспитания и формирования нравственных ценностей в современной школе. Основной вывод ученых – дети стали другими.

На самом деле все уже давно говорят о том, что дети стали иными. Но никто не мог ответить более полно на вопросы: «А какими «другими»? Что существенно изменилось в развитии ребенка?»

«Ученые, проводившие исследования в истекшем году, зафиксировали качественные психические, психофизиологические, личностные изменения, – считает автор доклада, член Общественной палаты Любовь Духанина. – Когда ученые говорят о качественных изменениях? Не в том случае, когда есть превышение нормы на 10–20% или занижение нормы на 10–20%, а когда то, что определено в науке как норма, претерпевает изменения на порядки. Это очень серьезная тема. И эти изменения, которые сегодня зафиксированы, требуют принципиального изменения вообще всех педагогических технологий».

Министерство образования и науки РФ выделяет сегодня работу с одаренными детьми в федеральную программу. Возможно, оно право, потому что мы находимся в ситуации, когда в реальности с каждым годом увеличивается количество одаренных детей, уверены авторы докладов. Педагогическое сообщество пока еще не видит этой ситуации и по-прежнему относит к одаренным детям примерно 3–5%, родители ориентируются уже на 50% таких детей, а наука говорит о 30–40%.

Социологи, которые работали по заказу Общественной палаты, опросили население и по поводу того, какие качества мешают развитию одаренного ребенка. И простые граждане отнесли к таковым скромность, склонность к самопожертвованию, чувство коллективизма, воспитанность, послушность, чувство долга.

Характеризуя же юное поколение в целом, заявила на заседании Любовь Духанина, социологи отмечают такие появившиеся черты, как ориентация детей на потребление, отрыв ребенка от культурных традиций российского общества и его истории и др. Для современного ребенка характерен повышенный уровень тревожности и страхов. Он более агрессивен, чем его сверстник 10 лет назад, и у него ярче выражена потребность к эпатажу. Медики отмечают появление у школьников взрослых диагнозов.

Практически все анкетируемые отметили неравный доступ к образовательным ресурсам, что в конечном итоге скажется на качестве образования и в будущем.

Исследования показывают, что в иерархии ценностей жизни на первом месте у школьников идут интеллектуальные параметры личности, на втором – волевые, на третьем – соматические. Последними в этой иерархии замечены эмоциональные проявления и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать. Выводы исследования следует принять во внимание Минобрнауки РФ, уверены общественники, и в первую очередь при подготовке новых стандартов школьного образования. Работать с иными детьми нужно по-иному.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
218
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
260
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
229
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
259

Другие новости