0
8034
Газета Образование Интернет-версия

25.03.2014 00:01:00

Министерство образования уважает букву закона

Тэги: образование, минобрнауки, школа, учебники


образование, минобрнауки, школа, учебники Наталья Третьяк очень старается все оформить юридически безупречно. Фото с сайта Министерства образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ, само на то не рассчитывая, устроило себе серьезную ловушку. Похоже, за общей риторикой рапортов, докладов и отчетов оно чуть подзабыло, что выражения «открытость работы», «вариативность» и «индивидуализация обучения» – это не просто симулякры, а очень даже ожидаемые обществом от них принципы ведения образовательной политики в России.

Зато об этом напомнили министерству члены Общественного совета при Минобрнауки на последнем заседании, которое мало того что транслировалось в Интернете, так еще и продолжалось около четырех часов. Напомнить-то напомнили, а вот выполнить свою роль – защитника общественных интересов – все равно не смогли...

Несколько часов обсуждения выявили главное: Общественный совет, видимо, воспринимался Министерством образования и науки все-таки как некий придаток министерства. Пусть постоянно ропщущий, но не мешающий проводить генеральную линию генерального руководства. Но на прошлой неделе – и это стало заметно всем – Общественный совет стал сильно мешать.

На заседании рассматривали два неприятных вопроса: отстранение ряда книгоучебных издательств от госзаказа (невключение их учебников в перечень рекомендованных) и аттестация плохо успевающих учащихся 9-х классов в форме ГИА (государственная итоговая аттестация). И тот и другой вопрос – не праздные. И тот и другой декларировались как проявление открытости политики министерства и равнодоступности образования для всех. Оказалось, что эти два вопроса – впрочем, как и многие другие в сегодняшнем образовании, – не решаются исключительно путем законотворческой логики министерства. Единственно «юридический» подход к решению сложных министерских задач дает сбой.

Например, юридически правильно исключить из школы всех не справившихся с аттестацией девятиклассников без предоставления им какого-либо документа о получении ими девяти классов образования. А вот по-человечески – нет, неправильно. «Нет, – говорят члены Общественного совета, – нельзя так делать, потому что этому молодому человеку некуда деться, его даже на второй год не берут». А министерство отвечает: «А рисовать двоечнику тройку нельзя, потому что мы должны быть честными и правильными!» Вот такой примерно диалог.

Впрочем, вопрос о двоечниках стоял во второй части заседания, к которой члены Общественного совета и чиновники с трудом приступили после многочасовых споров о школьных учебниках. Удивление в первой части заседания вызывало у наблюдающих со стороны это странное и упорное желание министерских чиновников убрать некоторые издательства по весьма банальной причине – несоблюдение сроков подачи документов. Кому-то показалось это не столь серьезной причиной, а вот замминистра образования и науки Наталья Третьяк назвала этот момент самым важным, потому что юридическая сторона вопроса и регламент идут прежде всего. «Мы должны следовать букве закона!» – настаивала на своем Третьяк.

И еще один момент из диалога общественников и чиновников удивил своим практически детективным сюжетом. Когда представители одного из издательств пришли подавать документы на экспертизу, кто-то из министерской комиссии предложил им оставить копии. А потом издательство оказалось за бортом, потому что сдать надо было подлинники. 

А издательство «Ювента» Минобрнауки обвинил в том, что они прошли общественную экспертизу при отрицательном заключении педагогической и научной экспертизы. Издательство прислало письмо в редакцию «НГ», отметив, что отзывы этих экспертиз у них на учебник Людмилы Петерсон положительные и получены в 2010 году.

Член общественного совета Алексей Венедиктов безуспешно пытался получить ответ от министерства на вопрос, были ли два отзыва экспертов из трех на учебник Людмилы Петерсон положительными, но так и не смог. Зато он зачитал вслух формулировку эксперта Любови Ульяхиной, из-за которой учебник по математике Людмилы Петерсон получил отрицательную оценку: «Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма...»

Кстати, Наталья Третьяк подтвердила, что министерство проверяло учебники на наличие патриотизма в них. Но тогда получается, как напомнил другой член Общественного совета, директор образовательного центра Евгений Ямбург, что и Винни-Пух вреден, он ведет асоциальный образ жизни и зачем-то шляется по утрам в гости. И еще члены Общественного совета нашли ошибки в работе экспертизы. А ведь гриф «Рекомендован Министерством образования» будет стоять на всех этих учебниках.

В общем, члены Общественного совета попытались обжаловать экспертизу, но замминистра стояла насмерть. Оказалось, что даже оспорить ничего члены Общественного совета в вопросе учебников не могут. Научная и педагогическая экспертиза – и это несмотря на уровень компетентности экспертов, который подвергли сомнению члены ОС, – важней, чем общественная. А кроме того, документ – еще одно важное обстоятельство! – уже подписали в Минюсте.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
510
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
603
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
521
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
579

Другие новости