Родители с вузовской подготовкой в состоянии помочь своим детям продумать оптимальную стратегию получения высшего образования. Фото агентства «Москва»
В большинстве западных стран студенты, чьи родители не имеют высшего образования, в среднем учатся хуже, чаще бросают университет и реже доходят до диплома. Об этом говорят исследования в США, Европе и Австралии. Есть ли нечто подобное у нас, попытались выяснить отечественные эксперты.
Исследователи Центра социологии высшего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» решили проверить гипотезу о влиянии образования родителей на образование их детей – студентов. Для этого они опросили почти 10 тыс. человек из 522 вузов по всей стране. И выяснили интересные детали. Но прежде приведем некоторые общие цифры. По данным последней переписи населения, у 39% россиян 25–40 лет есть высшее образование. Среди людей 70+ его имеют лишь 18%.
Некоторые исследования показывают, что между образованием родителей и выбором направления высшего образования у их детей все-таки есть связь: у женщин с высшим образованием дети получили высшее в 96% случаев, у женщин без высшего – в 90%. Похожая ситуация с образованием отца – 97 и 91% соответственно. Еще один интересный вывод: родители с вузовской подготовкой могут помочь своему чаду продумать оптимальную стратегию его будущего, связанную с получением высшего образования, даже если оценки у их ребенка не очень высокие.
Примерно треть российских студентов получает высшее образование первыми в своей семье. Такие студенты «первого поколения» учатся с такими же отметками, как и их сокурсники, чьи родители имеют вузовский диплом. Во время учебы подрабатывают около 60% студентов в обеих группах. Планирует поступать в магистратуру примерно одинаковое количество – около половины тех и других студентов.
Однако различия между этими двумя группами все же есть. В чем они? Почти 40% студентов «первого поколения» готовились к экзаменам без репетиторов. Среди «наследников» таких не больше четверти. Студенты из первой группы – выходцы из семей с более скромным достатком, чем их сверстники. И эта разница влияет на их выбор образовательной траектории.
Понятно, что поступление в престижный вуз требует заметных финансовых трат. Поэтому студенты первого поколения выбирают обходные пути. Чаще всего – через колледж, чтобы избежать ЕГЭ. Такой маршрут используют 13% студентов первого поколения. Из студентов второй группы через колледж поступает в два раз меньше абитуриентов.
Экономия продолжается на этапе выбора самого вуза. Для студентов из менее обеспеченных семей бюджетное место часто важнее престижа. Как следствие, в ведущих университетах учится 21% студентов первого поколения и 33% студентов из семей с высшим образованием. В крупных городах разрыв еще заметнее: 37% против 53%.
Исходя из данных своих опросов, исследователи НИУ ВШЭ приводят такую статистику по классам. Среди учеников 9-х классов только у половины детей хотя бы один из родителей имеет диплом о высшем образовании; среди учеников 11-х классов доля таких детей вырастает до 61%. Это происходит за счет того, что дети из семей без высшего образования покидают стены школы и поступают в колледж.
А подают документы в престижные вузы 60% детей из образованных семей и только 27% из семей без высшего образования. Для того чтобы наладить социальную мобильность, эксперты предлагают работать не только над академической успеваемостью, но и над преодолением внутренних барьеров, из-за которых перспективные молодые люди и не задумываются над тем, что способны на большее.
«В семьях без высшего образования мы наблюдаем, что абитуриенты, которые имеют достаточно высокие баллы, делают выбор в пользу слабых вузов. Даже сами по себе образовательные достижения детей трактуются разной средой по-разному. Если ребенок получает невысокие баллы, семья с высоким уровнем образования ищет возможности нивелировать этот результат, а для семьи с низким образовательным уровнем это становится сигналом к прекращению пути по академической траектории», – отмечает научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Татьяна Хавенсон.
Поэтому перед школьными коллективами стоит задача помощи семьям преодолевать имеющиеся внутренние барьеры, закрывающие детям путь к высококачественному образованию. Для этого, считают в НИУ ВШЭ, важно перестроить механизмы образовательной ориентации и социальной поддержки для сильных выпускников школы из семей с недостаточными культурными и экономическими ресурсами.

