0
2243
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.04.2010 00:00:00

Трубопроводы развели Москву и Киев

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: украина, россия, переговоры, газ, транзит


украина, россия, переговоры, газ, транзит Если Киев будет менять энергетическую политику с приходом каждого нового президента, то Россия и ЕС будут заинтересованы в создании новых трубопроводов, идущих в обход Украины.
Фото Reuters

Переговоры, которые прошли 25 марта в Москве между премьер-министрами России и Украины о создании газотранспортного консорциума, не привели к достижению каких-либо конкретных договоренностей. Предложения Киева не вызвали интереса в России, которая не намерена больше верить обещаниям своих украинских партнеров.

К истории вопроса

В 2003–2004 годах проект создания консорциума так и не был реализован, хотя первоначально предполагалось, что украинской газотранспортной системой будут управлять Украина, Германия и Россия. В середине 2004 года Россия и Украина подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли до 2030 года, направленное на увеличение транзита газа в Европу. Однако дальше деклараций дело не продвинулось.

После прихода к власти Виктор Ющенко проигнорировал закон о ратификации межгосударственного соглашения о создании газотранспортного консорциума, став последовательным противником данного проекта. В 2005–2009 годах он пошел на обострение отношений в газовой сфере, что негативно отразилось на состоянии российско-украинских отношений.

19–20 января 2009 года, после почти трехнедельной газовой войны, инициированной Киевом, между Россией и Украиной были заключены новые контракты о покупке и транзите газа через украинскую территорию.

Позиции сторон

Приход к власти Виктора Януковича кардинально изменил позицию Украины по вопросу создания газотранспортного консорциума. С украинской стороны прозвучало много заявлений о готовности возобновить обсуждение проекта консорциума. Одновременно Украина выступила за пересмотр газовых соглашений, настаивая на том, что контракт, заключенный в январе 2009 года правительством Юлии Тимошенко, невыгоден для Украины.

Резкий разворот в сторону России обусловлен экономическими проблемами Украины. Создание консорциума рассматривается украинской стороной через призму получения экономических преференций. Прежде всего Киев заинтересован в снижении цены на российский газ. В первом квартале текущего года Украина оплачивала 305 долл. за 1 тыс. куб. м, что поставило украинских металлургов и химиков в тяжелую ситуацию, а правительство – перед необходимостью повышения стоимости газа на внутреннем рынке, на чем настаивает и МВФ.

Стремление Киева создать консорциум продиктовано складывающейся ситуацией с новыми трубопроводами. Пока «Южный поток» и «Северный поток» не созданы, Украина пытается восстановить свой пошатнувшийся статус транзитного государства и привлечь в модернизацию своей газотранспортной системы инвестиции, чтобы в перспективе не оказаться окончательно оттесненной от транзита российского газа. В противном случае интерес как со стороны России, так и со стороны европейцев к газотранспортной системе Украины будет утрачен окончательно, о чем прямо было заявлено главе украинского правительства Николаю Азарову в марте этого года.

Интерес России к консорциуму очерчен менее четко. Пока не понятны выгоды, которые Россия получит от его создания. К тому же Россия не намерена пересматривать газовые соглашения, отмечая, что для этого отсутствуют основания. По словам премьер-министра Владимира Путина, цены на газ и транзит сбалансированы и отвечают интересам двух стран. В то же время Россия подтвердила готовность к созданию консорциума в случае, если предложения Украины будут представлять интерес. Например: допуск российского капитала к покупке украинских активов, выход на внутренний украинский рынок газа и получение контроля над газотранспортной системой.

В обозримой перспективе российско-украинское газовое сотрудничество будет продолжено, а Украина вряд ли останется без российского газа для своей «трубы». Строительство новых трубопроводов и выведение их на полную мощность потребуют 10–15 лет. В этот период Россия будет вынуждена пользоваться трубопроводной инфраструктурой Украины. Вопрос заключается в том, какой объем газа в перспективе будет проходить по украинской территории. Если Киев будет менять свою энергетическую политику с приходом каждого нового президента, то Россия и европейские страны будут заинтересованы в создании новых газопроводов, идущих в обход Украины, и снижении объема ресурсов, поставляемых через украинскую территорию.

Созданию консорциума должна предшествовать работа по оценке состояния украинской газотранспортной системы. Без этого невозможно определить ни масштабы инвестиций, необходимых для ее модернизации, ни условия участия России и ЕС. Соответственно необходим аудит состояния украинской трубы. Что касается объемов финансирования, то экспертные оценки сильно различаются: от 1,5–2 млрд. долл. до нескольких десятков миллиардов.

Позиция западных стран в отношении газотранспортного консорциума двояка. С одной стороны, создание консорциума представляется единственной возможностью, которая в будущем может обезопасить от транзитного шантажа, который активно применялся во время правления Ющенко. В то же время ЕС не хочет допускать усиления российско-украинского сотрудничества в энергетической сфере, поскольку это станет серьезным фактором влияния на внешнеполитический курс Украины. Подтверждением заинтересованности в сохранении дистанции между Россией и Украиной и нежеланием допустить реинтеграцию постсоветского пространства служит резолюция Европейского парламента, принятая 26 февраля этого года, которая якобы открывает Киеву дверь на вступление в ЕС. Помимо этого представители Европарламента предложили заключить новые соглашения между ЕС и Украиной, направленные на обеспечение надежного транзита нефти и газа, а также призвали принять новый закон о газе.

Европейский вектор Украины

Проводя с Украиной переговоры относительно консорциума, а также по другим проблемам российско-украинских отношений, России стоит помнить, что новый президент Украины выступает за сохранение прежнего внешнеполитического курса. Так, сразу после вступления Януковича в должность была озвучена официальная позиция Киева. Она сводится к тому, что Украина не может вступать в ЕЭП и присоединяться к Таможенному союзу, поскольку это противоречит обязательствам Украины перед ВТО. В ходе визита в Брюссель в начале марта этого года Янукович еще раз подтвердил, что приоритетом Украины остается европейское направление. Позиция спорная, но украинская сторона в своей политике пока опирается именно на нее.

Это дает основания полагать, что вовсе не Россия рассматривается Киевом в качестве ключевого партнера. Ориентация на «европейский вектор», нежелание входить в Единое экономическое пространство и Таможенный союз трех государств не позволяют всерьез рассматривать предложения о консорциуме в качестве стратегического шага Украины. Скорее это тактический ход, призванный добиться от России хоть каких-нибудь уступок для украинской промышленности и попытаться пересмотреть газовые договоренности 2009 года с их ценовыми параметрами. И попутно, если получится, привлечь ресурсы для модернизации газотранспортной инфраструктуры, которая находится в сильно изношенном состоянии.

Исходя из этого, реальные усилия нового президента Украины по всей видимости будут направлены на создание зоны свободной торговли с ЕС, а идея газотранспортного консорциума может быть интересна для Украины в контексте обеспечения энергетической безопасности европейских стран.

Ориентация Украины на ЕС и отсутствие у Киева интереса к сотрудничеству в рамках Таможенного союза и ЕЭП ставит под сомнение целесообразность для России создания газотранспортного консорциума, а соответственно и предоставление преференций в торгово-экономической сфере. Поддержка социально-экономической стабильности в Украине и оплата ее движения в Европу за счет России будет выглядеть по крайней мере странно.

Пример Белоруссии, на который ссылаются в Киеве, некорректен. В первом квартале текущего года Минск получал газ по 168 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом российско-белорусские отношения, несмотря на периодически возникающие трения, находятся на качественно ином уровне, чего нельзя сказать о российско-украинских отношениях последнего десятилетия. Наполнение двустороннего сотрудничества конкретными экономическими программами позволяет России рассматривать Минск в качестве стратегического союзника. Уменьшение цены на газ для Белоруссии – одно из проявлений комплекса взаимовыгодных уступок.

Внутриполитический фактор

Янукович уже сделал несколько заявлений о своей поддержке консорциума, тем самым продемонстрировав свою готовность к выполнению предвыборных обещаний. Однако в правительстве Украины, а в более широком плане – в правящей коалиции нет убежденных сторонников консорциума. Бизнес-политические группы, не связанные с газовым бизнесом, стараются не влезать в сферу чужих интересов и готовы поддержать любую позицию главы государства. Группа Фирташа–Бойко, которая «сидит» на газовом бизнесе, заинтересована в возвращении различных схем, в том числе и наподобие тех, которые были созданы с участием компании «РосУкрЭнерго». В случае создания консорциума появление таких схем станет практически невозможным. Это означает, что консорциум может быть создан при поддержке депутатов Верховной Рады и представителей правительства, которые видят в его создании не столько экономические выгоды, сколько рассматривают консорциум как элемент восстановления взаимовыгодных экономических и политических связей с Россией.

Оппозиционные партии, особенно с националистическим уклоном, уже выступили с резкой критикой консорциума. Для них все, что связано с Россией, по определению неприемлемо. Другая причина неприятия консорциума кроется в том, что его создание даст правительству шанс спасти украинскую газотранспортную систему от уничтожения, а компанию «Нафтогаз Украины» от банкротства. В этом случае рейтинг президента и Партии регионов может возрасти, поскольку снижение цены на газ будет положительно встречено в Украине подавляющим большинством населения.

Газ как зеркало политики

Создание консорциума, если в ходе переговоров все же будут найдены взаимовыгодные решения, ограничено временными рамками. 2010 год является наиболее благоприятным для реального изменения состояния отношений между Россией и Украиной. Это связано с тем, что рейтинг Януковича находится на высоком уровне и в ближайшее время парламентская коалиция будет консолидированно поддерживать и голосовать за внешнеполитические инициативы президента. Не так остро будут проявляться противоречия между отдельными группами в Партии регионов и правительстве.

За два года до парламентских выборов, которые должны пройти в 2012 году, президент и парламентское большинство могут преодолеть сопротивление БЮТ и «Нашей Украины», которые постараются использовать вопрос о создании консорциума для повышения своего рейтинга. Однако с учетом оставшегося до выборов времени это будет не более чем сотрясанием воздуха. И к выборам весь пропагандистский эффект будет оппозицией утрачен.

Затягивание украинскими властями решения острых вопросов в отношениях между Россией и Украиной может отложить их урегулирование на неопределенное время. Кроме того, в 2011–2012 годах все политические силы будут готовиться к парламентским выборам, что усилит конкуренцию между партнерами по коалиции. На выборах 2012 года в Верховную Раду могут пройти политические партии, настроенные на развитие отношений с западными странами и не поддерживающие курс на усиление экономического и политического сотрудничества с Россией. Помимо БЮТ и «Нашей Украины» в Верховную Раду могут пройти партия Арсения Яценюка и «Свобода» Олега Тягнибока. В этом случае нахождение взаимовыгодных решений по вопросу газотранспортного консорциума, вхождения Украины в ЕЭП, базирования ЧФ РФ в Крыму после 2017 года могут быть вновь отложены на более поздний срок.

Достижение новых договоренностей с Украиной не устранит угрозы их пересмотра или невыполнения в случае смены власти. Например, на президентских выборах 2015 года или еще раньше – на парламентских выборах 2012 года. Как показывает опыт, приход нового президента или даже смена состава Верховной Рады Украины может кардинально изменить внешнеполитический курс и позиции Киева.

Все это говорит о том, что Янукович располагает небольшим запасом времени, в течение которого могут быть найдены и реализованы решения как по газотранспортному консорциуму, так и по другим острым вопросам двусторонних отношений. Затягивание с их решением будет означать нежелание менять характер российско-украинских отношений и станет свидетельством продолжения внешнеполитического курса, проводимого бывшим украинским президентом Ющенко.

Отход России от постоянных и односторонних уступок Киеву, что можно было наблюдать на переговорах премьер-министров двух стран, свидетельствует об изменении внешней политики в отношении Украины. Период безвозмездных субсидий уступает место двусторонним отношениям, в которых экономические преференции, получаемые Украиной, должны жестко увязываться с российскими интересами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
507
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
829
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1250
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
902

Другие новости