0
909
Газета События Интернет-версия

29.06.2005 00:00:00

Правозащитники атакуют правоохранителей

Тэги: москва, правозащитники, мвд, произвол, митинг


В минувший четверг по центру Москвы бродил призрак цветной революции. Представители ряда правозащитных организаций провели в этот день на Калужской площади костюмированную акцию протеста «против произвола и беззакония МВД». Среди организаторов акции числились общероссийское движение «За права человека», а также менее известные Комитет антивоенных действий, «Белый фронт» и студенческая организация «Мы». Последняя считается российским аналогом небезызвестных организаций «Отпор», «Хмара» и «Пора» – «моторов» цветных революций в Югославии, Грузии и Украине соответственно. Во всяком случае, ее лидер Роман Доброхотов, выступая в июне на семинаре в Высшей школе экономики, посвященном молодежным неправительственным организациям, открытым текстом заявил, что «оранжевая революция – это последний шанс России вернуться к подлинным демократическим ценностям».

Впрочем, «революционная тема» в ходе последней акции напрямую не поднималась. Однако ее участники, скандируя «Нет милицейскому произволу!» и т.д., активно размахивали оранжевыми флагами. А апофеозом перфоманса стали «символические похороны» конституционных прав и свобод в России.

Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев – также, кстати, известный благодаря своему заявлению о том, что он «очень желает» бархатной революции в России, – так прокомментировал антимилицейскую акцию: «Происходит развал Министерства внутренних дел России┘ Здесь кучка в 20 человек, но они выражают мнение большого количества людей в России». Впрочем, конкретные признаки развала милицейского ведомства правозащитник не назвал.

В свою очередь, начальник управления общественных связей МВД РФ Валерий Грибакин сообщил журналистам, что на проведение митинга (который, по его словам, было бы правильнее назвать пикетом ввиду его малочисленности) было получено официальное разрешение. Правда, его организаторам было предложено создать инициативную группу и встретиться с руководителями департаментов МВД России, однако они не изъявили желания встречаться ни до, ни после мероприятия, отметил Грибакин.

При этом он особо подчеркнул, что МВД России настроено «на конструктивный разговор и на конструктивное решение возникающих проблем». На самом деле МВД довольно давно пытается протянуть правозащитникам «руку дружбы», и вроде бы даже небезуспешно. Во всяком случае, в министерстве говорят о налаженных контактах и сотрудничестве с целым рядом правозащитных организаций, как российских, так и зарубежных. А с Уполномоченным по правам человека в РФ руководство МВД в прошлом году даже подписало меморандум, в котором оговариваются конкретные направления взаимодействия по всему спектру правозащитной проблематики.

Загвоздка в том, что «гражданский фронт» в России представляет собой мозаику, отдельные элементы которой часто преследуют свои, узкоспециальные цели. Может быть, именно поэтому часть правозащитников упорно предпочитает диалогу очередное костюмированное действо, как в случае с МВД. Причем последний виток борьбы против милицейского произвола удивительным образом совпал с визитом в Россию представителя одной из европейских организаций, который, по утверждению некоторых источников, привез российским правозащитникам гранты.

Следует отметить, что европейские институты поддерживают правозащитные движения на постсоветском пространстве особенно последовательно. Только один пример: как писали украинские газеты, осенью 2004 г. Европейский союз заявил о выделении украинским общественным организациям почти миллиона евро для развития правозащитной деятельности. А уже через пару месяцев на Украине разразился политический кризис.

Возникает вопрос: почему под «оранжевым пламенем критики» оказались не правительство, не парламент, не судебные органы, которые после «дела ЮКОСа» по идее должны были стать для правозащитников основными раздражителями? Почему объектом выбрана, в общем-то, аполитичная милиция, которая «антинародный режим» представляет очень опосредованно? На этот вопрос частично ответил глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров в ходе недавно проходившего в Госдуме круглого стола. Как сообщило РИА «Новости», Федоров привел данные майского общероссийского опроса ВЦИОМа, согласно которым милиции доверяет почти треть россиян, тогда как, например, политическим партиям – только 17%, профсоюзам – 20%, а судам – 26%.

Не исключено, что именно по этой причине следует ожидать продолжения протестов против «милицейского произвола». А в массовом сознании будет культивироваться образ «оборотня» именно в милицейских погонах, а не в каких-либо других. Причем нельзя также исключать, что все эти процессы будут синхронизированы по времени с заявлениями международных организаций об очередных грантах на развитие в России гражданского общества.

Впрочем, помимо всесторонней поддержки правозащитников, их западные коллеги активно занимаются и собственными проектами. Один из них, как пишет агентство Regnum, финансируемый Европейским союзом и нацеленный на противодействие ксенофобии, расовой дискриминации и антисемитизму, предусматривает создание во всех федеральных округах специальных юридических центров. Кроме того, в его рамках будут осуществляться образовательные программы для школьников и студентов. Очень хорошо, если эти ресурсы будут использованы «в мирных целях». Но, как показывает опыт Югославии, Украины и Грузии, именно массовые молодежные акции и интернет-технологии являются главными составляющими «формулы цветной революции».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
387
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
468
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
461
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
414