0
1222
Газета День в Истории Интернет-версия

29.01.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 29 – 31 января

Тэги: история, театр, чехов, автомобиль


история, театр, чехов, автомобиль Театр с чайкой на занавесе создала сама русская интеллигенция, без участия власти. А.П.Чехов с артистами Художественного театра. 1899.
Фотография Павлова. Государственный литературный музей, Москва.

Бывают такие дни, когда нет вопроса, о ком писать в календарных заметках. Как-никак, 29 января юбилей Чехова, 150 лет со дня рождения. Какая разница, что поток приуроченных к этой дате публикаций уже и так исчисляется тысячами, да и сам писал о нем в календаре год назад. Мне кажется, любому образованному человеку в России всегда есть что сказать о «Вишневом саде» или о «Палате № 6», как и о пушкинском «Медном всаднике», например, – а такие писатели и такие произведения всегда наперечет.

Много чем отмечены эти дни, но вот что любопытно: нередко расстояние от смысла той или иной годовщины до чеховских мотивов, чеховского контекста оказывается минимальным, в считанные ходы.

Скажем, поборники твердой руки и Третьего Рима могли бы 29 января отмечать свой важнейший праздник: в этот день в 1547 году в Москве был венчан на царство Иван IV, будущий Грозный. «Нам нового начальника назначили – / Сказали, что умнее не найти». Или грознее, страшнее? Ведь был он антиподом Чехова, носителем качеств, прямо противоположных чеховской фирменной сдержанности, интеллигентности.

Кстати, вопрос с ходу: что Чехов и в искусстве, и в людях, в стиле их поведения больше всего не любил? Да именно невыдержанность, разнузданность, буйную страсть. И это не просто каприз, а выношенная эстетика. По его собственным словам, воспитанные люди «не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б<┘>!!», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво».

Вспомним полемику между Миланом Кундерой, современным чешским классиком, и Иосифом Бродским. По сути дела, Кундера упрекал русскую классику и особенно Достоевского в тех же самых погрешностях против вкуса, о которых пишет Чехов в письме своему брату Николаю, только что процитированном. «Мир Достоевского с его выходящими из берегов жестами, мутными глубинами и агрессивной сентиментальностью отталкивал меня», – пишет Кундера. Он отвергает все это с чисто чеховской мотивацией, одновременно эстетической и этической, – как черты людей недостаточно воспитанных. (Интересно, кстати, было бы сравнить подобное неприятие с укорами, которые адресуют Достоевскому и отчасти Толстому герои Василия Гроссмана в эпизоде «казанских ассамблей» из романа «Жизнь и судьба».)

Спор этот, разумеется, двояковыпуклый: ведь самого Чехова бранили и отвергали те современники, кому его персонажи виделись унылыми неврастениками, а стилистика – холодной и серой. И он отвечал тем читателям, критикам и писателям, с которыми расходился не по идеям даже, а по картине мира. В том числе и самому Толстому, чье назидательное авторское послесловие к «Крейцеровой сонате» заставило Чехова записать: «Чорт бы побрал философию великих мира сего! Все великие мудрецы деспотичны, как генералы, и невежливы и неделикатны, как генералы, потому что уверены в безнаказанности┘»

Еще раз сделаю акцент на новизне чеховской эстетики: вежливости и деликатности – вот чего он ждет от гения. Здесь, думается, глубокая и далеко идущая трансформация мировой культуры, которая по большей части еще впереди. Трансформация, коротко говоря, посттоталитарная┘

Контраст между Чеховым и литературно-философским, как сейчас говорят, мейнстримом неудивителен. Но и достаточно «штучные» творцы, оказавшиеся соседями Чехова по календарю, рядом с ним начинают смотреться представителями многочисленного отряда «анти-Чеховых». Скажем, родившийся 29 января 1866 года французский классик Ромен Роллан (ум. 1944) вошел в историю литературы не только как поклонник индийской философии, друг Максима Горького и публицист, один из лидеров мирового пацифистского движения, но и как автор биографических книг о великих людях – художниках, музыкантах, революционерах. Наконец, его самый известный роман «Жан Кристоф» – книга о музыканте. А в конечном счете все это у него суммировалось в сосредоточенность на «великих мира сего», которые «деспотичны, как генералы». И не только условно, как Лев Толстой или Горький, но и буквально, как Сталин, с которым Роллан встречался и к которому – как и к возглавляемому им государству в героическом ореоле – испытывал интерес.

Можно вспомнить здесь и Бориса Савинкова, русского писателя и революционера. Он родился 31 января 1879 года и умер – или был убит при неясных обстоятельствах – в 1925 году в советской Москве, во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке. Террорист, он в писательской своей ипостаси шаг за шагом, книга за книгой создавал исповедь террориста, причем не какого-то механического убийцы, а интеллигента с навыком рефлексии и раскаяния. В общем, словно бы явившийся в реальную жизнь персонаж Достоевского┘

Заучено, затвержено, зацитировано чеховское – про человека, выдавливающего из себя раба. Это одна из граней, одна из форм процесса, именуемого в интеллигентской традиции выделкой. И я снова не могу не процитировать письмо Чехова о воспитанных людях: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»┘ Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля┘» С этим, как известно, у наших соотечественников издавна были проблемы. Девиз подразумеваемого Чеховым интеллектуала (употребляю это слово по контрасту с интеллигентом из традиционного общества) можно было бы сформулировать так: неуклонность и неустанность. В чем? Прежде всего в личностном самосовершенствовании, конечно (и здесь Чехов протягивает руку Толстому). И в участии в самосовершенствовании общества, в его самоорганизации. Многие сегодняшние даты связаны именно с этим.

29 января 1816 года было создано Вольное общество любителей российской словесности. А как не вспомнить в чеховский день другой пример такого рода – Московский Художественный театр? Однако это еще не все. Чеховские воспитанные люди, как известно, «уважают человеческую личность». Но тогда одно из проявлений этого уважения – автомобиль. Немецкий механик Карл Бенц запатентовал его в чеховский день, 29 января 1886 года. А еще уважение к личности предполагает, что за отдельным человеком признается не только право на автономное передвижение, но и право на индивидуальное спасение. 30 января 1790 года в Англии была испытана первая в мире спасательная шлюпка. 30 января 1872 года родился русский инженер Глеб Котельников (ум. 1944) – создатель авиационного ранцевого парашюта. Показательно, что именно парашютов не было у его соотечественников – стратонавтов из экипажа стратостата «Осоавиахим», упавшего с 22-километровой высоты и разбившегося 30 января 1934 года. Типичный случай из советских «героических будней», где отдельная человеческая жизнь не значила ничего...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
296
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
333
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
297
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
329

Другие новости