0
1412
Газета День в Истории Интернет-версия

01.06.2012 00:00:00

День в истории. Краткие хронографические наблюдения. 1–3 июня

Тэги: календарь, история


календарь, история Старая женщина, обветшалый дом. Но светло и уютно. Можно жить.
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. ГТГ, Москва

Холодно на этом свете и неуютно. Реликтовое электромагнитное излучение, пронизывающее Вселенную, обнаружили 1 июня 1965 года американские астрофизики Арно Пензиас и Роберт Уилсон, и по спектру своему оно соответствует абсолютно черному телу с температурой 2,725 градуса по Кельвину – на шкале Цельсия это около 270 с половиной градусов ниже нуля. Вот такой отголосок Большого взрыва.

В жизни общественно-политической найти подобия этому если и можно, то лишь метафорические. От государственного деятеля естественно ожидать, что он будет способствовать благоустройству мира, в котором мы живем. По-своему был озабочен этим и граф Алексей Бестужев-Рюмин, русский дипломат, родившийся 1 июня 1693 года (ум. 1766). Но в делах международной политики, коей он как вице-канцлер руководил у нас более полутора десятилетий (1741–1757), существовала в те времена только одна методология: сегодня мы с теми, завтра с этими. И если в стране самовластье, то вершитель данной стратегии сегодня на вершине власти, а завтра может быть растоптан в прах. С Бестужевым-Рюминым так и вышло: однажды он даже четвертования едва избежал.

Утихнут страсти, прекратятся потрясения – и постепенно нарастет культурный слой, станет более комфортабельным окружающее нас пространство, в том числе материальное, вещное. И тогда появятся художники, умеющие это видеть и поэтизировать. Таким был передвижник Василий Поленов, который родился 1 июня 1844 года (ум. 1927). Сейчас для нас усадьба, в том числе городская, – в немалой степени поленовские лирические пейзажи. Хрестоматийный «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»... Вне полотен, «за кадром», – холодно, темно, страшно. Это предполагается по умолчанию. Разве что на небольшом пятачке можно жить. Да и сам художник, если ему не помогать, разве не пропадет?

Василий Поленов был среди знакомцев и гостей княгини Марии Тенишевой, родившейся 1 июня 1858 года, – художницы, коллекционера, мецената. Она устраивала выставки и рисовальные школы, а состояние, доставшееся ей после смерти мужа – князя Вячеслава Тенишева, крупного промышленника, – отдала мирискусникам и другим людям Серебряного века. Умерла в эмиграции, близ Парижа, в 1928 году.

И здесь кстати будет вспомнить другого нашего знатного соотечественника. 2 июня 1844 года, на другой день после Поленова, появился на свет принц Александр Ольденбургский – правнук Павла I, юрист по образованию, просветитель по натуре, генерал, сенатор, член Государственного совета. Он есть, кстати, на полотне Ильи Репина, где заседание этого самого совета. И в литературе принц Александр запечатлен – в романе Фазиля Искандера «Сандро из Чегема»: основатель Гагрского климатического курорта, он встречается с дядюшкой Сандро, главным героем книги, который принес ему пропавшего лебедя и получил в благодарность цейсовский бинокль. Принц действовал в Абхазии по все той же модели: окультуривание пространства, парки, пруды и соответственно лебеди. Последние годы жизни Александр Ольденбургский провел тоже на южном берегу, но атлантическом, в Биаррице, и скончался там в 1932-м.

Ну а те, кто остались в России? Вот, например, звезда немосковских театров, актер и режиссер Иван Слонов, который родился 3 июня 1882 года (ум. 1945). В предреволюционные годы он играл в лучших пьесах, прославился в роли Феди Протасова из «Живого трупа» Льва Толстого. В советские времена, в основном в Саратове, в репертуаре Слонова пестрят Погодин, Тренев, Гусев, Ромашов... Иной уровень.

Но что это я сегодня только об искусстве?

1 июня – день рождения английского инженера Фрэнка Уиттла (ум. 1996), одного из отцов современной авиации. В 1930 году он запатентовал первый в мире турбореактивный двигатель, реально способный работать. А одна из последующих разработок Уиттла, двигатель «Нин», был приобретен Советским Союзом и стал первым у нас подобным изделием. Это к вопросу о технологической зависимости СССР от Запада. Что же касается самого Уиттла, то у него были свои невзгоды – по британским, европейским понятиям. Черчилль настоял на национализации фирмы, где работал Уиттл, и реорганизации ее. Уиттла чтили и награждали, но осадок остался. И – ну что ты будешь делать – выходом стала эмиграция. В США Уиттл обрел почетное профессорство и уютную старость...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
551
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
652
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
562
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
627

Другие новости