0
1053
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Владимир Плигин: «Путин не подрывает основ...»

Тэги: плигин, дума, законы, реформы


плигин, дума, законы, реформы Владимир Плигин напоминает, что отступления от принципа прямых выборов случались и раньше.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Можно ли считать предложения президента о назначении губернаторов настоящей реформой, которая действительно изменит ситуацию в регионах к лучшему?

– Это действительно реформа, и будем надеяться, что ее результат будет позитивным.

– Некоторые депутаты, в том числе и из фракции «Единая Россия», предполагают, что в отношении предложенной президентом реформы разъяснение Конституционного суда все-таки потребуется, хотя бы для того, чтобы потеряло силу его прежнее решение от 1996 года. Согласны ли вы с этим?

– Когда я посмотрел данное постановление суда и те статьи, которыми он оперировал, то не обнаружил в тексте того вывода, о котором теперь много говорят критики президентских инициатив. Я переговорил с одним из его авторов и председательствовавшим в тот день при вынесении этого решения председателем Конституционного суда Владимиром Тумановым, который является одним из ведущих государствоведов страны. Он мне сказал: конечно же, никакого отношения то постановление Конституционного суда к ситуации, о которой мы сейчас говорим, не имеет.

– Предложение президента по назначению губернаторов многие считают неконституционным, потому что оно нарушает право любого гражданина баллотироваться на пост губернатора. Критикуют президента и за то, что он вторгается в компетенцию региональных органов власти.

– Утверждение о нарушении президентом статьи 1 Конституции не имеет под собой никаких оснований, причем я уверен, что это понимают и утверждающие это лица. Статья гласит, что Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так вот, предложение президента ни один из этих принципов не подрывает и не размывает. Использовать президентский законопроект в своих собственных политических целях, конечно, можно, его можно критиковать – в этом ничего плохого нет. Но то, что он не подрывает основные принципы Конституции, это правда. И я даже не хочу затрагивать более глубинные слои – например, почему мы сейчас в принципе вынуждены это делать. Ведь это делается в том числе для спасения жизней сотен, если не тысяч, людей. Потому что, если на современном историческом этапе не делать того, что предлагает президент, то в целом ряде субъектов РФ мы получим крайне неуправляемую ситуацию. Более того, мы и раньше в некоторых регионах были вынуждены отступать от принципа прямых выборов его руководителя – например, в Дагестане.

– Другую инициативу Владимира Путина – о переходе к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу – критикуют и за то, что человеку, не состоящему в какой-то партии, как бы отказывается в праве стать депутатом. То есть получается, что политически активных людей фактически заставляют записываться в партии. Нет ли здесь нарушения статьи Конституции, утверждающей, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»?

– Проблема, которую вы поднимаете, действительно серьезна. Хотя я считаю, что искусственное развитие партий нам крайне необходимо. В настоящее время в нашей стране практически нет ни одного развитого и сильного института гражданского общества, который вовлекал бы в себя людей именно по идеологически ценностным позициям, а не базировался бы только, допустим, на каких-то национальных или корпоративных началах. Нам действительно необходимо искусственное развитие политических партий, потому что именно они смогут подключить к своей деятельности значительные слои общества. И тогда мы сможем уйти от такой распространенной сейчас позиции безразличия к делам, происходящим в стране. И я скажу, что эта реформа для нас более значима, хотя, конечно, и более технологически сложна, чем предложение президента изменить порядок формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

– Как повлияла на работу депутатов по созданию антитеррористического законодательства недавняя критика замминистра юстиции Евгения Сидоренко, заявившего, что этим будет заниматься само правительство?

– Вообще в России существует достаточно развитая система права. И сегодня на рассмотрении Думы находится примерно 10 инициатив. Они не меняют кардинально Уголовный кодекс, уточняя лишь некоторые формулировки. В области административного права Думой уже приняты некоторые положения, касающиеся усиления ответственности за нарушение миграционного законодательства. Сейчас проводим круглые столы – в частности, на тему восстановления некоторых правовых институтов, например, конфискации. Наша работа продолжается. К концу октября, я думаю, все меры, о которых говорилось, будут подготовлены. Однако пока один из законов, получивших широкое публичное освещение, – закон о свободе передвижения, выборе места жительства и регистрации технологически не готов. Мы продолжаем углубленно думать над этой темой, и понятно, почему – она затрагивает практически все население страны.

– Что в нем может быть написано?

– У нас есть рабочий вариант этого законопроекта. Но он нас не устроил. Мы хотим сделать процедуру регистрации, с одной стороны, обязательной, а с другой – технологически понятной, не забюрократизировать ее, сделать простой. Мы считаем, что идти по пути усложнения процедур – значит создавать дополнительные проблемы людям. Процедуру регистрации и сейчас достаточно трудно выполнить. А мы бы хотели ее сделать прозрачной и простой. Но не все пока получается. Дело в том, что многие нормы этого закона должны быть связаны с сугубо технологическими решениями. Например, очень просто собрать отрывные талоны о зарегистрированных людях и сложить их в какую-то папку, но смысла, как вы понимаете, в этом нет. Должны быть найдены решения, которые позволили бы соответствующим образом обрабатывать собранную информацию, находить в ней необходимые данные.

– Заменит ли новый закон о регистрационном учете населения нынешнее право граждан на свободу передвижения?

– Пока я могу сказать вот о чем: первое – институт прописки не восстанавливается, второе – ограничения свободы передвижения, выбора место пребывания и проживания не предусматривается. В том случае, конечно, если нам, не дай бог, не придется прибегать к применению двух других законов – о чрезвычайном или о военном положении.

– В новой редакции закона о противодействии терроризму, подготовленной ФСБ и Минюстом, есть предложение ввести понятие некоего режима проведения контртеррористической операции, то есть своего рода полу-ЧП. На ваш взгляд, соответствует ли такая идея Конституции и есть ли в ней какой-то смысл?

– Действительно, в нашем законодательстве нет определения режима контртеррористической операции. А это означает, что у нас нет детального регулирования пребывания граждан на территории, где она проводится. Новое понятие может привести к определенным ограничениям прав и свобод граждан, но в то же время оно наложит на участников таких операций – я имею в виду, конечно, «позитивных» участников – какие-то дополнительные обязанности. Правда, пока мы с вами говорим об этом только в вероятностном плане, эта идея еще не созрела. Но мне хотелось бы сказать: изобрести какое-то самостоятельное и развитое антитеррористическое законодательство невозможно. На это уже частично нацелена вся система права в широком смысле, то есть и сами нормативные акты, и их правоприменение. Сами по себе письменные тексты законов ничего не стоят, если нет реальной и разумной формы их применения на практике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
989
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
766
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1186
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
885

Другие новости