1
6656
Газета Идеи и люди Печатная версия

27.03.2018 00:01:00

Саботаж за государственный счет

Несмотря на повышение зарплаты и модернизацию антикоррупционного законодательства, чиновники лучше работать не стали

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: министерский саботаж, президентские поручения, внутренние авиаперевозки, инвестиции, нарушения, чиновники, заработки, коррупция


министерский саботаж, президентские поручения, внутренние авиаперевозки, инвестиции, нарушения, чиновники, заработки, коррупция Источник: Фонд «Общественное мнение»

Недавно вице-премьер РФ, дальневосточный полпред президента Юрий Трутнев, в очередной раз посетовал на министерский саботаж в реализации президентских поручений – речь шла о субсидировании внутренних авиаперевозок. О бесчинстве чиновников тогда же сообщил замгенпрокурора Александр Буксман. По его словам, в минувшем году прокуроры выявили 1,1 тыс. нарушений прав инвесторов, возбудили 61 административное дело, направив в следственные органы 10 материалов проверок, по которым те возбудили 8 уголовных дел. Бизнес страдает от волокиты при рассмотрении заявлений о выделении земли, неправомерных отказов в выдаче разрешений на строительство, необоснованного завышения таможенной стоимости ввозимых товаров, противоречивого муниципального законодательства, внеплановых проверок. Все это мешает полноценному развитию инвестиционной деятельности в регионе.

Казалось бы, что тут удивительного. Такое ведь встречается сплошь и рядом. Однако это происходит на фоне роста чиновничьих заработков (среднемесячная зарплата госслужащих в федеральных госорганах увеличилась на 2,7%, достигнув 118 тыс. руб.) и ужесточения антикоррупционного законодательства. По всей видимости, ничего из перечисленного не дисциплинирует госаппарат, численность которого продолжает расти. За 2012–2016 годы количество замов руководителей федеральных органов власти выросло на 18%, директоров департаментов – на 21%, а начальников управлений – на 13%. В территориальных органах начальников стало больше на 8,4%. Общая численность чиновников превышает 2,1 млн человек. По расчетам Центра стратегических разработок, каждый из нас ежегодно платит за их услуги 2,8 тыс. руб. В целом затраты на содержание госаппарата составляют 2,5% от всех бюджетных расходов.

Как показывает практика, чиновники саботируют выполнение большинства приоритетных госпрограмм. Так, на 1 октября 2017 года из 44 туристско-рекреационных кластеров, на создание которых было потрачено 31,5 млрд руб., полностью, то есть как завершенные комплексы, были созданы только два. Степень технической готовности остальных варьируется от 30 до 77%. В свою очередь, неэффективность особых экономических зон (ОЭЗ), на создание инфраструктуры которых израсходовали в общей сложности 383,2 млрд руб., обусловлена низким качеством управления со стороны Минэкономразвития и региональных властей. В результате непродуманных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на создание отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. А это десятки миллиардов рублей, которые прокручивались через коммерческие банки. Затягивание срока строительства объектов инфраструктуры привело к значительному удорожанию работ. Снижение инвестиционной привлекательности ОЭЗ повлекло досрочную ликвидацию 10 таких зон, на создание которых было истрачено 3,7 млрд руб.

Согласно прошлогоднему отчету Счетной палаты (СП) РФ, уровень безалаберности чиновников в части распоряжения бюджетными средствами вырос вдвое. Так, аудиторы СП выявили более 6,5 тыс. (в 2016 году – 3,8 тыс.) нарушений на общую сумму 1,8 трлн руб. (965 млрд годом ранее). Большая часть нарушений касалась госзакупок – 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб., исполнения бюджета – 2 тыс. нарушений на сумму 599 млрд руб., а также ведения бухучета – 586 нарушений обошлись в 813,5 млрд руб. Правда, две трети ущерба считаются потенциальными, поскольку их удалось каким-то чудом предотвратить. По словам главы СП Татьяны Голиковой, основными причинами выявленных нарушений, как и в 2016 году, были: несовершенное законодательство, недостаточная компетенция и отсутствие ответственности сотрудников госорганов и организаций.

Последнее обстоятельство является определяющим. Проштрафившимся чиновникам, как и прежде, ничего не угрожает. В прошлом году СП передала в Генпрокуратуру, Следственный комитет, МВД и ФСБ России 135 материалов проверок (в 2016 году – 131), по которым было возбуждено всего 25 уголовных дел (43 годом ранее). В основном речь шла о хищении или нецелевом расходовании бюджетных средств. При этом число должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению Генпрокуратуры, сократилось в шесть раз – со 150 до 25.

Пару лет назад один коммунист, депутат Госдумы, попытался реанимировать такой позабытый состав преступления, как саботаж. Под ним понимались «действие или бездействие, направленные на дестабилизацию промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей экономики, а равно деятельности госорганов, организаций или иных учреждений с целью ослабления государственной власти или экономики РФ, а равно неисполнение указов и распоряжений президента РФ». Наказывать предлагалось сроком от 5 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Однако столь своевременная, казалось бы, инициатива не нашла поддержки ни в правительстве, ни в Госдуме. Как объяснялось, по причине своей избыточности: дескать, в Уголовном кодексе и без того хватает норм об ответственности за должностные преступления (глава 30). Другой вопрос: насколько неотвратимым является наказание чиновников? Как показывает судебная практика, большинство провинившихся должностных лиц отделываются легким испугом: условным сроком или штрафом даже без запрета на последующую госслужбу. Не влияют на уровень исполнительской дисциплины и иные меры ответственности (дисциплинарной или административной), предусмотренные за совершение коррупционных правонарушений.

На сегодняшний день стало вполне очевидно, что большинство высокопоставленных чиновников ведут себя как временщики, руководствующиеся поговоркой «после нас хоть потоп». Оттого и отношение к поставленным перед ними стратегическим задачам у них соответствующее. Безнаказанность глав министерств и ведомств позволяет им «ошибаться-обогащаться» годами, транжиря бюджетные средства в условиях растущего дефицита. В этой связи остается уповать на то, что в условиях санкционных списков и охоты за «грязными деньгами из России» за рубежом нашим чиновникам все-таки придется работать на созидание, дабы смочь распорядиться своими баснословными доходами внутри страны, в которой они хоть как-то востребованы.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


виктор 07:37 27.03.2018

Недавно посмотрел данные по Рязанской губернии - аппарат губернатора в начале 20 века около 40 чел, численность населения больше чем сейчас, не было мобильных телефонов и компьютеров, как справлялись, непонятно. Производство с/х продукции и легкой промышленности было выше.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
1463
Зорькин облегчает жизнь госорганам, а не людям

Зорькин облегчает жизнь госорганам, а не людям

Екатерина Трифонова

Судьи должны сами исправлять дефекты в административных протоколах

0
2065
Россия готовится к обновлению энергетической стратегии

Россия готовится к обновлению энергетической стратегии

Кирилл Астахов

Дефицит инвестиций в генерирующие мощности составляет около 40 триллионов рублей

0
3329
ЕС ищет новую модель экономического роста

ЕС ищет новую модель экономического роста

Геннадий Петров

Европу призывают забыть о китайском автопроме, российском газе и американском оборонном "зонтике"

0
3530

Другие новости