0
1218
Газета Интернет Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

"Олигархи" интернета

Тэги: интернет, ресурс, обзор


интернет, ресурс, обзор

Еще в начале 1998 г. в рунете фактически отсутствовали аналоги газет. Популярность сайтов "бумажных" изданий была несравнимо ниже, чем у лидера того времени - "Анекдотов из России". Значимым событием стало появление проекта Gazeta.ru, чей успех стал стимулом к действию для многочисленных подражателей. В отрасль были инвестированы значительные средства, и сегодня лидирующие онлайновые СМИ уже существенно опережают даже самые популярные развлекательные сайты. Сектор СМИ в интернете сейчас удерживает 13-14% трафика. В последние месяцы произошла и значительная активизация традиционных СМИ в интернете. Число игроков постоянно растет, происходит фрагментация аудитории, из-за чего посещаемость крупных онлайновых СМИ растет медленнее, чем у крупных интернет-порталов.

Рейтинг Rambler"s Top100 наглядно показывает, что в некоторых тематических разделах сосредоточено очень большое количество сайтов (бизнес, авто/мото, игры), находящихся между собой в жесткой конкуренции, в то время как в других категориях лидеры идут с заметным отрывом от остальных участников. Например, в будние дни на долю категории "классификаторы" приходится почти 10% общего трафика рунета, а на долю категории "развлечения" - около 6,5%. Однако в первой из них заявлено всего 430 ресурсов, в то время как во второй - 2236. Очевидно, что в разделе "классификаторы" игроков меньше, но сами игроки - крупнее.

В категории "сервисы" популярность ресурсов убывает быстрее, чем в категории "путешествия". Типичный сайт этого раздела - бесплатная почтовая служба, лидер - mail.ru. Он почти втрое превосходит ближайшего преследователя - HotBox.ru, который, в свою очередь, втрое популярнее "бронзового" призера - NewMail.ru. Можно заметить, что в рейтинге не представлены почтовые службы крупных порталов - Rambler"а и Яндекса, но тенденция значительного разрыва между соседями сохраняется на протяжении всего рейтинга. Так, двадцатый участник рейтинга слабее лидера в 65 раз, а сотый - уже в 2000 раз.

Можно сказать, что категория "cервисы" является своего рода аналогом олигополии. Здесь крупнейшие сайты концентрируют значительную долю всего трафика отрасли. Таким образом же ведет себя и раздел "классификаторы". Уместно вспомнить, что именно ресурсы этих категорий - поисковые системы, каталоги, почтовые службы - являются абсолютными лидерами по популярности в рунете (равно как и за его пределами).

В разделе "путешествия" - радикально иная картина. Здесь мы наблюдаем достаточно равномерное распределение трафика между участниками лидирующей двадцатки. 20-й участник уступает лидеру всего лишь вдвое, сотый - в 16 раз. Абсолютные значения трафика у ресурсов этой категории невелики, и даже самые крупные из них уступают лидеру категории "сервисы" в 40 раз. Таким образом, фрагментация трафика оказывается значительно сильнее, и ситуация напоминает конкурентную борьбу на идеальном рынке.

Заметен также эффект ослабления конкуренции в дочерних рубриках. Хорошим примером такого рода служит достаточно узкая тематически категория mp3, некогда "отпочковавшаяся" от категории "музыка" в связи с жалобами участников последней (и даже требованиями исключить "халявщиков" из рейтинга). Наклон кривой в категории mp3 значительно круче, чем в родительской "музыке", то есть трафик распределяется между небольшим числом лидеров.

Сконцентрирован в руках немногих основной трафик и в категории "ISP" (провайдеры). Что, по-видимому, отражает общую ситуацию в индустрии - вспомним таких гигантов, как AOL в Америке или МТУ и РОЛ в России. Показательно, что и МТУ, и РОЛ вошли в "большую двадцатку" самых популярных ресурсов Рамблера (Big20), то есть в оптимальный набор двадцати сайтов, охватывающих в совокупности максимальную аудиторию. И это несмотря на то, что суммарная посещаемость данной категории составляет только 1,5% посещаемости рунета. Попал в двадцатку и лидирующий ресурс категории "mp3" (http://www.mp3search.ru/), в то время как ни один сайт из таких рубрик, как "путешествия", "товары и услуги", "авто/мото", в "большую двадцатку" не пробился.

Сформулируем основные итоги. Конкуренция за трафик сильнее в тех категориях, которые представляют развитый офлайновый бизнес ("путешествия", "товары и услуги", "авто/мото" и т.п.). Напротив, трафик концентрируется у небольшого числа крупных игроков в отраслях, во-первых, специфических для интернета ("классификаторы", "бесплатная почта", "провайдеры") и, во-вторых, создающих существенный барьер для входа на рынок. Действительно, поддерживать портал, хранить мегабайты переписки миллиона пользователей, предоставлять доступ в интернет - все это требует на порядок больших вложений, чем создание представительства небольшой фирмы или развлекательного сайта.

Возможно, именно в этом кроется причина неуспеха "развлекательных порталов", которые в большом количестве открывались и вскоре закрывались в 2000-2001 гг. Сектор развлечений не создает барьера для входа, который мог бы помешать энергичным студентам создать свои Omen.ru, Fomenko.ru и т.п. Но при этом он не прощает крупных затрат - ведь отдача от развлекательных ресурсов невелика. Поэтому не следует ожидать возникновения мегасайтов путешествий, автомобильной, музыкальной и любой иной тематики, которая соответствует офлайновой индустрии с развитой конкуренцией. "Олигархи" рунета в лице небольшого количества крупнейших порталов, по-видимому, сохранят, если не увеличат, отрыв от сайтов тех или иных тематических категорий. Разумеется, если научатся зарабатывать на своей популярности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
850
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
951
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
299
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1197

Другие новости