0
862

09.06.2005 00:00:00

Роман с историей

Тэги: исторический роман, читатель, литература


Читателей высокоинтеллектуальной литературы считают яйцеголовыми придурками. В свою очередь, яйцеголовые придурки считают читателей массовой беллетристики придурками тупоголовыми. Чтобы не попасть ни в те, ни в другие, значительное количество людей читает нечто среднее, а именно - детективы и исторические романы.

Запас исторических сюжетов огромен. Некоторые из них почище любой выдумки. Грех не использовать такой материалец. Писатели и используют его на полную катушку. Не отдавая себе при этом отчета, что создать исторический роман - задача почти невыполнимая.

Историк - служитель науки, его цель - научная истина, он обращается к аудитории профессионалов, заранее зная, что аудитория не потребует занимательности и красот стиля.

Писатель же должен соблазнить широкую аудиторию непрофессионалов, заставить ее потратить время на свое сочинение. Он не ищет истину, а создает художественную версию исторической реальности в одном из возможных вариантов. Перекладывает когда-то сложившуюся мозаику, об истинном положении фрагментов которой можно только догадываться.

Изредка являются в мир люди, наделенные помимо способностей к науке еще и литературным дарованием. И тогда из-под их перьев выходят книги, сочетающие ценность научного исследования с литературными достоинствами и широкой доступностью.

Это идеальный вариант. Но гораздо более распространенная фигура - писатель-историк, находящийся в плену определенной идеологемы. Это и советские писатели-государственники и, скажем, французские писатели-бонапартисты, которые по сей день поют осанну Наполеону вопреки всем историческим данным. Из-под их перьев выходят книги, сочетающие достоинства увлекательного чтива с произвольными интерпретациями, подтасовками и фальсификациями документально установленных фактов.

Главная причина недоверия к исторической романистике - неизбежная, почти фатально происходящая под перьями авторов модернизация психологического склада и характеров персонажей. Если материальное наследие культуры, предметные следы эпох могут сохраняться физически и в большом количестве, если политические перипетии, дискуссии и хронология могут быть протокольно задокументированы - то такая трудноуловимая вещь, как ментальность эпохи, сквозь время и пространство до нас не доходит и на физических носителях не закрепляется. Чтобы грамотно восстановить ментальность прошлого, требуются особый талант, капитальная спецподготовка и большой объем каторжного труда. При этом успех не гарантируется никому.

И все же. Печатному слову в России продолжают свято верить. А это значит, что автор исторического романа более чем свободен. Карт-бланш, дарованный историческому романисту, заключен в том, что читающее население состоит отнюдь не из кандидатов и докторов исторических наук, но из граждан, желающих соединить приятное с полезным - всплакнув над чувствительной коллизией, заодно получить информацию. А бездонный океан прошлого и безмолвная толпа исторических персонажей, от имени которых можно невозбранно говорить что угодно, - соблазны великой простоты и гарантированной популярности. Современность может цыкнуть на зарвавшегося прозаика. История смолчит.

Так происходило и происходит. Весь советский период истории, особенно военный, был замалеван и переписан усилиями беллетристов до такого состояния, что реальная история оказалась едва ли не полностью подменена исторической прозой. Так реализовался парадокс Эдмона де Гонкура: "История - это роман, бывший в действительности".

Чем бездарнее, нелепее и анахроничнее оказывается исторический роман, тем безболезненнее его воспримут. Когда же сознательная ложь соединяется с талантом, а художественная литература начинает претендовать на роль исторического прокурора и идейного арбитра - возникают фантомные конструкции и лабиринты, в которых могут заплутать целые поколения.

Исторические романисты никогда не сдадут своих позиций, с разной степенью успешности будут интерпретировать, анатомировать, вымачивать, панировать и запекать прошлое, придавая готовым блюдам вкус и аромат, совершенно не свойственные "историческому сырью". Остается лишь надеяться, что процесс разрушения литературоцентричного российского мышления со временем поставит романизированную историю на ее законное место, на книжную полку с табличкой "Cave, lector!" - "Читатель, не зевай!".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глава «Роснефти» выступил с докладом на Дохийском форуме

Глава «Роснефти» выступил с докладом на Дохийском форуме

Галина Грачева

За принятые в пользу США политические решения придется расплачиваться Европе, заявил Игорь Сечин

0
909
Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Татьяна Астафьева

Призывы отказаться от иллюзий «энергоперехода» важны для участников рынка и развивающихся стран

5
1687
Театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина празднует юбилей – двадцать пять лет

Театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина празднует юбилей – двадцать пять лет

В честь этой даты в театре показывают знаковые постановки, созданные здесь за четверть века

0
1093
Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
1259

Другие новости