0
1055

04.08.2005 00:00:00

Жизнь Герострата Виссарионыча

Тэги: Иванова, Невеста Букера, Критический уровень


Наталия Иванова. Невеста Букера: Критический уровень 2003/2004. - М.: Время, 2005, 352 с.

В физике ядерных реакторов критическим уровнем называется пороговый коэффициент реакции размножения нейтронов, после превышения которого ка-ак┘ Одним словом, произойдет то, что случилось в Чернобыле. Так что подзаголовочная метафора заместителя главного редактора, критика Наталии Борисовны Ивановой и остроумна, и рискованна.

Да и вообще ядерно-физические сравнения применительно к этой книге так и играют. "Невеста Букера" - собранные под обложку газетно-журнальные рубрики - по внешнему виду напоминает пучок замедляющих стержней-поглотителей (т.е. статей и заметок), введенный в активную зону реактора (т.е. в текущую литературную жизнь). Поглощая нейтроны, эти стержни регулируют реакцию атомного распада. Без них реактор перегреется и рванет. Разве это не точное описание литературной ситуации?

Сборники такого рода удаются редко: оперативная литературная критика - товар скоропортящийся. Но в данном случае отбор и компоновка материалов родили относительно долгоживущий изотоп с периодом полураспада минимум в год-два.

Н.Б. (Наталия Борисовна, Невеста Букера) безусловно права в главной, центральной констатации: современное состояние русской литературы - это естественный хаос молекул и элементарных частиц, в котором поведение каждой отдельной частицы статистически непредсказуемо, а силы взаимодействия между частицами пренебрежимо малы. В физике такое состояние вещества называется идеальным газом. Разве это не точное описание?

Н.Б. безусловно права, когда точно и иронично описывает лишь теперь начавшую проясняться картину. В первой половине 1990-х произошла почти полная смена литературного состава, генералы ушли на пенсию или отодвинулись на периферию, а сержанты и прапорщики подросли в чинах сразу на три-четыре ступени. После этого наступил краткий период литературной махновщины под "Веселым Роджером" постмодернизма. По завершении разброда наметилась тенденция под лозунгом "Братцы, это ж все наша история!" - розовая ностальгия на фоне вылинявшего красного кумача. В литературную практику и критику начали возвращаться политическая методология и политическая фразеология. Об этой стороне монеты - статья "Литература и либеральное сознание", близкая скорее к политической аналитике, чем к изящной словесности.

Текст "Профиль Сталина" констатирует, что характерный для рубежа 1980-1990-х "литературный ретроанализ" образа вождя с трубкой в наши дни сменился небезобидным гробокопательским заигрыванием, реанимацией сталиниады ("Это все наша история!"). Виссарионыч, большинству здравомыслящих людей обрыдший и осточертевший до тошноты, - похоже, из тех вампиров, которых и осиновый кол не берет. Иначе не объяснить политкорректный пиетет, с которым его лик аккуратно воплощается во все новых литературных и экранных вариантах, становится все более вальяжным, степенным и многомудрым. Повторяется старая хохма из "Всеобщей истории, обработанной Сатириконом": "Кого мы должны навсегда и окончательно забыть? - Безумного Герострата, безумного Герострата!"

Меткая и язвительная заметка "ЖП" - словно открытая форточка в комнате, где до полусмерти накурили феминистки, где нет уже ни потолка, ни "пола", а есть только "гендерные предпочтения". Согласимся: пишущие женщины есть, а ЖП (женской прозы, женского почерка) точно нет.

Из статьи "Литературный дефолт": "Дефолт - это потеря номинального капитала, но не натурального богатства. Настоящий литературный капитал не исчезает в одночасье оттого, что литературный рынок переполнен суррогатом, что телевизионные сериалы заменяют творческую деятельность читателя на пассивное восприятие зрителя┘ что премиальные сюжеты зарегламентировали живой литературный процесс┘ От всего этого не исчезнет ни одинокий дар молодого (или не очень) писателя, ни творческий процесс, ни по-настоящему благородная издательская деятельность, ни сама литература. Но сомнения постоянные в ее существовании, но нагнетание мрака и ощущение тупика и бессмысленности, но ворчание, ворчание и еще раз ворчание┘"

Все правильно. Что зря ворчать? Идеальный газ заполняет все литературное пространство. В нем кишат свободные нейтроны. Заряда у них никакого нет - ни положительного, ни отрицательного, есть только масса. Время жизни - около 16 минут. Разве это не точное описание?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1063
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
920
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1167
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
1531

Другие новости