0
1242

25.01.2007 00:00:00

Буржуи и буржуйчики

Тэги: эпштейн, слово и молчание, метафизика русской литературы


Михаил Эпштейн. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. – М.: Высшая школа, 2006, 560 с.

Новую книгу философа, культуролога, литературоведа и лингвиста Михаила Эпштейна «Слово и молчание» издательство отнесло к разделу «Учебное пособие для вузов». Можно считать и так. Однако этот объемный том, бесспорно, претендует на большее: перед нами итог многолетних трудов автора по русской – и не только – философии, литературе, теологии, искусству.

Издание не стоит называть трактатом или сугубо научным исследованием: сложнейшие философские вопросы решаются там автором в эссеистской форме. Извечные метафизические проблемы Эпштейн видит через призму парадокса – и вся картина приобретает таинственную яркость калейдоскопа.

Картинка первая: святость «маленького человека» как личности и как литературного типа – и демонизм державной власти, да и самой литературы. Бедняга Башмачкин – нежный Мышкин – насмерть напуганный Беликов – «недорожденный» писарь Сербинов из платоновского «Чевенгура». И что в итоге? «Та футлярность, которую коммунистические вожди обличают в маленьких людях, – пишет Эпштейн, – «мещанах», «обывателях», «бюрократах», «чиновниках», «мелких буржуях и буржуйчиках», – в самих разоблачителях разрастается до наполеоновских размеров, превращаясь в ментальность осажденной крепости, в прокрустово ложе «социальной сплоченности». Такие сверхсерьезные шутки подбрасывает нам история отечественной литературы и причудливая фантазия отечественной истории. Эта шутка не была бы понята во всей ее глубине, если бы между самым маленьким человеком XIX века и самым возвеличенным сверхчеловеком XX не помещался их посредник, зачехоленный чеховский персонаж – маленький человек в футляре».

Картинка вторая: молчание и магия слова. Опять рушатся стереотипы: советские лидеры-материалисты выковали свою империю с помощью словесной магии. Их первобытная вера в сверхъестественную силу слова, их словесная ворожба и заклинания глубоко идеалистичны. Итог: надстройка победила базис с разгромным счетом.

Русское слово всегда экспрессивно, его предметное значение, как правило, неотделимо от оценочного. И Эпштейн предлагает увлекательный семиотический экскурс по языку политиков и литераторов советского и постсоветского времени. Возможность разобщить слово и действие подпитала чудовищные политические метаморфозы сталинской эпохи, и то же разобщение стало орудием, например, «чернушной» и трагической стилистики Хармса. Причем Хармс, по мнению Эпштейна, лишь доводит до предела то, что было освоено еще Чеховым, – внутритекстовый разрыв между словом и делом. И тогда совсем по-иному, не в русле традиционного литературоведческого взгляда, вот уже век толкующего нам о «подводном течении» и подтексте в чеховских пьесах, начинают звучать реплики его героев. Сила Чехова, равно как и Хармса, не в глубине значения и не в добавочных смыслах – их сила, напротив, в издевательской смысловой пустоте реплик, в «радикальном отличии слова от действия┘ Поэтому самое слышное в пьесах Чехова, как и в рассказах Хармса, – это молчание самого слова».

А мы тем временем продолжаем завороженно вращать волшебную игрушку, и вот – картинка третья, а для автора книги, возможно, самая важная: религиозная и атеистическая составляющие русской культуры. Религия и бессознательное, религия и авангард, «Эдипов комплекс» советской цивилизации.

И заключение: русская литература, утверждает Михаил Эпштейн, опять на распутье. Очередном. Поддаться ли искусу: «или – или» либо из места расхождения путей начать пробивать третий? «Конечно, – пишет автор, – такой ясной возможности выбора среднего пути, как в посткоммунистическую эпоху, у России еще не было. И все-таки мне кажется, русская культура прибавит к своей дуальной модели средний путь не за счет своих расходящихся крайностей, а как еще одну, третью крайность┘ То, что русская культура никак не может выбрать своего пути и стоит на распутье, свидетельствует о том, что эта мучительная точка распутья находится в ней самой, что стоять на распутье – ее глубинное свойство и свободная воля».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1994
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4665
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2541
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2925

Другие новости