0
1592
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.06.2004 00:00:00

Символист-самоучка

Тэги: Скалдин, стихи, проза


Алексей Скалдин. Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии / Сост., подгот. текста, вступ. статья, коммент. Т.Царьковой. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004, 528 с.

Трудно сказать, что интереснее в данной книге - собственно художественные произведения или "материалы к биографии". Дело тут не в первых. Хотя, конечно, Алексей Скалдин (1889-1943) - поэт не первого и даже, вероятно, не второго ряда. Но - ученик Вяч. Иванова, последний символист и отчасти первый обэриут. Нет, дело не в стихах и прозе, дело в биографии.

Материалы об аресте 1922 года, материалы об аресте 1933 года, материалы об аресте 1941 года. Где-то между - фрагменты дневников 1934-1941 гг. "Я шел по этой улице и думал: как жалко, Владимир Ильич, что ты умер. Утешаться за тебя можно только тем, что в массе о тебе и сейчас живет представление как об идеале ума, дальновидности и справедливости. Ты мифоморфен, Владимир Ильич".

Скалдин не был большевиком, не был даже революционером и демократом. Он в статьях, написанных до 17-го года, был сторонником самодержавия, православия и народности. Реакционер. Махровый. Розанова критиковал. Критиковал как реакционер: "Благодушие и бесскорбность. Розанов сует их всюду, как лекарство от всех болезней. Но пусть бы он спросил Ивана Карамазова о праве быть благодушным. Тот много передумал о благодушии. Розанов трус по природе. И потому столь дорожит благодушием".

В статье "Идея нации" (1910) он и вовсе уверен, что пути народа и интеллигенции разошлись навсегда. Интеллигент "должен отречься от самого себя, погубить свою душу. "Чем нам быть?" - спрашивает интеллигент. Будьте святыми - и вы получите над народом духовную власть святых..." Типично русская идея: погуби свою душу - станешь святым.

Алексей Дмитриевич Скалдин не святой, разумеется. А вот кому он ближе, интеллигенции или народу - сказать трудно. "Теоретик искусства и литератор", он родился в многодетной крестьянской семье, учился только в церковно-приходской школе. Образование высшее, писал в анкетах, и пояснял: "самоучка". Служил в Петербурге и Саратове в различных промышленных предприятиях, начал с должности рассыльного и закончил должностью управляющего округом Страхового общества. При большевиках заведовал литсекцией саратовского Изотдела искусств, художественным отделом Педагогического музея, отделом культов при Историко-археологическом музее саратовского общества "Истархэт" и проч.

А стихи писал с детства. Был замечен Вячеславом Ивановым, с тех пор всегда считал его своим учителем. Печатался в журнале "Аполлон", в 1912-м вышел единственный его поэтический сборник "Стихотворения". "Дома стоят, как каменные горы, / Над маревом болотистых полян, / Осклизлые, но то не кровь из ран, / А гной, смертельный гной точат их поры. / Здесь тайна нам дана. Светильный газ, / Подобно этим трупам синегубым, / Зловонный, мерзостный течет по трубам, / Чтоб вспыхнуть радостно в последний час. / Покойникам воскресные одежды / Готовит смерть. Раскрой же шире вежды". В 1917-м, в октябре, вышел из печати роман Скалдина "Странствия и приключения Никодима Старшего". Александр Блок получил книжку с дарственной надписью автора как раз 25 октября. Знаменательная дата.

Были и другие. 28 октября 1929 года Скалдина принимают во Всероссийский союз писателей. В тот же день принимают и Хармса. Исключают их тоже одновременно - в "чистку" 1932 года. Сблизившись с обэриутами, Скалдин пишет для детей. Книжка "Музей "Чижа", иллюстрированная его братом Георгием, так и не вышла в свет (в данном сборнике публикуется вместе с иллюстрациями). В стихах Скалдин так и остался символистом (в конце жизни писал иначе, конечно, но почти все символисты кончили реализмом), проза же была экспериментальной, близкой обэриутам. "Господин Просто - он так и есть Господин Просто - у него нет отличительных признаков, кроме его положения. И вряд ли он даже был в России. Это тем более удивительно, что старушка - а она должна появиться - сидит на своей несомненно русской веранде, и ее сын, военный, служит в русской армии. Армия еще не делится по признакам цвета..." Явная, как видите, антисоветчина, скалдиновщина и обэриутовщина.

Кстати, статья в "Саратовских известиях" (12 ноября 1922 г.), посвященная его первому "делу", так и называется "Скалдиновщина". Материалов много. Большей частью тюремных, а не литературных. Чего стоит "Опись # 1 вещей, принадлежащих Скалдину..." 1941 года: "Книги и разная переписка - двадцать тюков... Кальсоны теплые - один, Портфель старый - один, Трусы - одни, Шапка-ушанка - одна... Чай - 50 грам, Стакан - один..." и так далее (орфография сохранена).

В книгу вошли почти все уцелевшие произведения Алексея Скалдина, погибшего в Карлаге в 1943 году. Точная дата и причина смерти неизвестны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
213
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
254
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
223
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
253

Другие новости