0
4843
Газета Печатная версия

12.05.2020 18:06:00

Техническая реальноcть заставляет японцев менять законы

В Стране восходящего солнца растет число инцидентов связанных с беспилотными летательными аппаратами

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, техника, технологии, бпла, бла, дрон


япония, техника, технологии, бпла, бла, дрон В Японии местные органы власти всех уровней надеются, что возможности БЛА помогут им в решении многих региональных проблем. Иллюстрация с сайта www.kansai.meti.go.jp

Правительство Японии планирует ввести лицензии на право эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БЛА), сообщает газета «Йомиури Симбун». Законодательно ввести их в практику предполагается в 2022 году.

Необходимость подобной лицензии и ряда других документов, регулирующих использование БЛА, потребовалась в связи с ростом числа инцидентов при быстро расширяющемся их применении на практике. По данным правительства, число аварий с БЛА увеличилось с 55 в 2016 финансовом году до 79 в 2018 году. При этом, как отмечалось в СМИ, операторы БЛА нарушали положения закона «О гражданской авиации». Целью лицензирования также ставится повышение знаний и навыков пилотов по использованию новейших систем обеспечения безопасности полетов.

Базовая политика по использованию БЛА уже разрабатывается в Японии специальным государственно-частным советом. Это послужит основой ряда изменений в законе «О гражданской авиации», которые планируется внести на сессию парламента следующего года.

Для выдачи лицензии намечается установить квалификационный возраст с 18 лет и старше на определенный срок. Предполагается проведение академических и практических проверок и тестов на знание и умение безопасно управлять БЛА. Для этого намечается формирование групп экзаменаторов в составе специалистов из правительственных органов и преподавателей учебных заведений, готовящих пилотов гражданской авиации.

Лицензия будет давать право на управление полетами БЛА без визуального наблюдения над аппаратом с целью доставки грузов в городских районах, осмотра мостов, зданий, дорог и патрулирования в больших регионах и для ряда других задач. Нарушителей полетных правил и положений законов планируется наказывать административными штрафами, а также аннулированием или приостановлением действия лицензий. Это во многом схоже с получением прав на управление легкими самолетами. Возможны и категории лицензий по характеру работ с использованием БЛА.

В японских средствах СМИ отмечается, что многие моменты пока еще не отработаны. В частности, нет даже общепринятой терминологии. БЛА называют беспилотниками, коптерами, дронами – без разбивки на классы или хотя бы по весу. Они определяются как «воздушный транспорт нового поколения», а сам процесс рассматривается как «революция воздушной мобильности». В перспективе обсуждаются и возможные варианты с пилотом на борту, типа воздушного такси.

Можно отметить, что в Японии уже сейчас большую активность по внедрению «транспорта нового поколения» проявляют власти и деловые круги. Так, представители малых и средних компаний экономического региона Кансай (центр в префектуре Осака), на который приходится до 22% ВВП Японии, провели встречу, на которой поделились своими технологиями по производству БЛА и перспектив возможного их применения. На встрече достигнута договоренность о проведении ряда экспериментов на искусственных насыпных островах в Осакском заливе. Был также представлен концептуальный проект летательного аппарата под названием «HyDrone». Название – комбинация слов «водород» (лат. – hydrogenium) и «беспилотник» (drone). Прогнозируется взрывное развитие БЛА всех видов как основного средства городского и межрегионального транспорта.

Поэтому большое внимание проекту HyDrone уделяют малые и средние фирмы региона Кансай. В рамках проекта они планируют разработать машину с шестью пропеллерами, которая сможет непрерывно летать более часа. Ее демонстрационный полет намечается провести на запланированной Всемирной выставке 2025 года в Осаке.

Во многих префектурах Японии небольшие БЛА уже используются. Так, администрация префектуры Хёго имеет и активно задействует около 30 БЛА. Они пилотируются подготовленными штатными сотрудниками. С помощью БЛА осуществляется контроль над ходом строительных работ. БЛА были незаменимы при организации мероприятий после стихийных бедствий.

В рекламном ролике Министерства экономики, торговли и промышленности показаны сцены повседневной жизни в будущем обществе. Один из сюжетов – оказание медицинской помощи в удаленном районе. Этот процесс включает медицинский осмотр с помощью современных средств связи, доставку дроном экстренно необходимых лекарств и эвакуацию больного в стационар, при улучшении погоды, правда, пилотируемым вертолетом.

Местные органы власти всех уровней надеются, что мобильность и многогранность возможностей БЛА помогут им обеспечить решение многих региональных проблем, стимулировать региональную экономику, в первую очередь способствовать развитию туризма и решить проблему занятости. Пока, что важно для Японии, уже расширяется их сфера использования для материально-технического обеспечения при частых в регионе стихийных катаклизмах.

В недалекой перспективе руководители японских мегаполисов ожидают развития БЛА в заметную составляющую структуры городского транспорта. Губернатор Токио Юрико Койке при посещении выставки-проекта «Летающие такси» американской автомобильной диспетчерской компании Uber Technologies Inc. сказала, что видит в них «будущее городского транспорта».

Развитие БЛА после появления их первых серийных образцов менее 10 лет назад шло быстрыми темпами благодаря растущему общественному спросу. БЛА постепенно расширяют сферу применения техники в воздушном пространстве, а это ведет к росту спроса на них от практиков. Потенциально – даже к созданию новой отрасли авиационной промышленности.

В СМИ Японии публикуются сообщения о задействовании БЛА в отраслях промышленности, например на предприятиях нефтехимии. Прошло уже около полувека с тех пор, как большинство заводов этой отрасли вступили в строй и обеспечили быстрый экономический рост страны. Ветераны-рабочие из беби-бумеров, которые до сих пор поддерживали стабильное функционирование таких предприятий, уходят на пенсию. Но многие заводы отрасли продолжают работать при небольших модернизациях, исходя из новых повышенных требований безопасности и появления передовых технологий. Для их сохранения перспективным считается использование технологий, основанных на сочетании искусственного интеллекта (ИИ) и БЛА.

Важные для стабильной и безаварийной работы установок данные о температуре, вибрациях и других параметрах работы агрегатов регистрируются датчиками, установленными в труднодоступных местах объектов, где визуальный контроль затруднен, а в постоянном контроле необходимости нет. В таких случаях оказывается проще и дешевле использовать БЛА. Информация с датчиков собирается ими и передается в центры обработки данных.

Токийская компания Blue innovation Co. продемонстрировала дрон, который имеет сферическую внешнюю защитную клетку диаметром 40 см. Аппарат рассчитан на полеты в закрытых пространствах, например – в промышленных котлах, резервуарах и дымовых трубах. Он может отбирать пробы атмосферы, замерять температуру и т.п. Компанией создана платформа для удаленного управления и централизованного контроля одновременно несколькими дронами. Весьма сложно обеспечивать полеты в условиях, когда прохождение сигналов GPS затруднено, полет проходит в зонах, где установлено оборудование и мало свободного пространства. Дроны компании обеспечивают полеты в таких условиях благодаря своей уникальной самостоятельной системе управления со своими датчиками. Получаемые с них данные обрабатываются и используются для создания 3D-модели объекта.

Системы ИИ анализируют данные с целью обнаружения тревожных отклонений, грозящих безопасности. Уже создана новая служба обнаружения коррозии в трубопроводах по анализу шума и скорости потока в них. Есть даже компьютерный комплекс «цифровой близнец», который сравнивает данные реальной установки с данными виртуальной установки и определяет необходимость технического обслуживания оборудования.

Ожидается, что сфера применения БЛА, которые уже используются на сталелитейных заводах, верфях и электростанциях, расширится после вступления в силу правил безопасной эксплуатации БЛА внутри заводов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чай – это не про жажду

Чай – это не про жажду

Олег Мареев

Тяван, васи, икебана – негромкая красота японской культуры

0
847
То ли дождик, то ли гром, то ли трутень, то ли дрон

То ли дождик, то ли гром, то ли трутень, то ли дрон

Василий Иванов

Американцы гадают, какие беспилотники Иран поставит в Россию

0
1350
Региональная политика 8-11 августа в зеркале Telegram

Региональная политика 8-11 августа в зеркале Telegram

0
383
Какая виза? Лети, душа!

Какая виза? Лети, душа!

Борис Колымагин

Русская эмиграция и культурное подполье

0
2396

Другие новости