0
2145
Газета Интернет-версия

23.08.2001 00:00:00

Человек, который был Гулливером

Тэги: кржижановский


Сигизмунд Кржижановский. Собрание сочинений в 5 томах. Составление, предисловие и комментарии Вадима Перельмутера - СПб.: Симпозиум, 2001.

Для начала - прижизненный мартиролог писателя:

1924 год - издательство "Денница", принявшее книгу писателя, закрывается. "Сказки для вундеркиндов" не выходят.

1925 год - "Межрабпромфильм" отвергает сценарий "Возвращение Мюнхгаузена".

1928 год - попытка выпустить одноименную повесть (не удалась). Цензурой остановлена книга "Собиратель щелей".

1929 год - завершена повесть "Красный снег" (рукопись не найдена). Написана комедия "Условность в семи ситуациях" (не поставлена). Закончен сценарий фильма "Праздник святого Йоргена" (автор в титрах не указан).

1933 год - издан путеводитель по Москве для иностранных туристов (не разыскан). Подготовлено собрание сочинений Шекспира для издательства "Academia" (издание не осуществлено). Работа над старым сценарием "Нового Гулливера" (автор в титрах не указан).

1934 год - цензурой остановлена книга новелл, подготовленная Госиздатом. Работа с несколькими театрами над постановкой пьесы "Поп и поручик" (не состоялась).

1936 год - инсценировка "Евгения Онегина" для Камерного театра Таирова (постановка не осуществлена).

1937 год - написана пьеса "Тот третий" (не поставлена).

1939-1941 годы - подготовка книги "Неукушенный локоть" (выходу книги помешала война). Составлен сборник рассказов (отклонен Госиздатом).

"...Я думаю, что сочинения гр. Кржижановского едва ли найдут издателя. А если и найдут такового, то, всеконечно, вывихнут некоторые молодые мозги, а сие последнее - нужно ли?"

Это, "всеконечно", Горький образца 1932 года, когда ему подсунули для протекции рассказы писателя. Отзыв был убийственным, а потому об издании сочинений можно было не думать - что писатель и сделал. "Пусть" - махнул он рукой в письмах Анне Бовшек. Но этих "пусть" оставалось мал мала меньше.

Судьба вообще была к нему особенно внимательна: за свою жизнь он успел написать фантастически много - и, что самое важное, много разного. И все это множество - слава Аллаху - почти целиком сохранилось: в столах, корзинах и ящиках. Во времена "украденного воздуха" он оказался человеком Ренессанса - визионером и плотником, книжником и поденщиком, в общем - мастером на все руки. Только в одних записных книжках - "чужих тем" на три толстовских собрания! А вот поди ж ты - не выдержал, после войны замолчал - бросил, устал, надоело. Кончились и "пусть", и "ладно", и "черт с ними".

"Сегодня, 28 декабря 1950 года, умер Сигизмунд Доминикович Кржижановский, писатель-фантаст, "прозеванный гений", равный по дарованию Эдгару По и Александру Грину", - записал Георгий Шенгели в дневнике. Но судьба, повторяю, была слишком внимательна к нашему автору. Он не умер - он исчез, затерялся, стал окончательно "чуждым": могила его до сих пор не найдена!

"С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность", - написал как-то Сигизмунд Доминикович - и был страшно прав. И Борхес, и Ландольфи, и "Четыре с копейками" Кейджа, и фантазмы Цветана Тодорова - все уже было: в его новеллах, рассказах и повестях. В унисон с Кафкой писались его притчи, а Набоков только размазал и шахматную тему, и тему двойничества, и финт с подзеркальником.

Основной прием писателя - вообразить цифровое и оцифровать образное. Отсюда - главная тема Кржижановского: "нелюбовный" треугольник - вещь, ее имя и ее смысл. Размышляя над этими предметами, оживлял он метафоры, переписывал Свифта и буквально - по-платоновски - понимал современные тропы. Он был естествоиспытателем от литературы, Шенбергом прозы. Сталкивал вещь с именем, а имя - со смыслом, то отчуждая, то приближая друг дружку, как Мандельштам в "Грифельной оде". Недаром его излюбленный жанр был - новелла: эксперимент против изложения, гремучий mix вместо последовательности сюжета.

Собственно, его "вечный" гений писал в соавторстве с сиюминутным временем, закладывая таким образом фундамент будущего. Недаром отец всех матерей усами учуял кржижановскую эсхатологию в ложных декорациях Канта и Гофмана. Между тем перед Горьким в тот август лежал уникальный литературно-визионерский эквивалент реального распада, разлада и отчуждения - вещи от имени, смысла от вещи, имени от смысла.

"Человек человеку - бревно", - сказал Сигизмунд Доминикович, и эта - вторая, бревенчатая и щелястая - реальность ощелилась со временем и на него: тенями на заднике советской мистерии.

Прошлое сгинуло, в настоящем - сплошная теория относительности: зря, что ли, выбрал он себе в герои нового Гулливера, который странствует во времени (имя), в пространстве (вещь), и в сущности (смысл)? Будущее - все, что ему оставалось, ему, собирателю щелей, теней и парадоксов.

"Живи, как пишешь" - этот завет русской литературы он выполнил одним из первых и до конца, став щелью, тенью и призраком при жизни, став классиком сейчас - "при будущем".

Урок и подвиг Кржижановского прост, актуален и почти недостижим - особенно в наше время книжного перепроизводства. Он - идеальный пример и доказательство того, что судьба сама знает, как распорядиться словом, воплощать ли его в вещь и наделять ли эту вещь смыслом.

Главное условие - не суетиться, не шаркать и не стучать по паркету. Ведь, по словам Кржижановского, "правильно построенный талант - это непрерывно удерживаемое равновесие между данным извне и отданным вовне, вечное колебание чаш, взвешивающих на себе, оттуда и туда, "мне" и "я". И поэтому талант - это не привилегия и не дар свыше, а прямая обязанность всякого согретого и осиянного солнцем, и отлынивать от повинности быть талантливым могут только метафизически бесчестные люди, какими, впрочем, и полнится земля".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
714
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
942
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
775
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
628

Другие новости