0
2548
Газета Интернет-версия

16.10.2008 00:00:00

Советский Дон Кихот

Тэги: галич, юбилей, поэт, песни


галич, юбилей, поэт, песни Сталин "нарушал социалистическую законность", а Галич отстаивал...

19 октября, в воскресенье, исполняется 90 лет со дня рождения Александра Галича. В каком-то смысле ему повезло. Нынешний юбилей пройдет тихо – статьи, думаю, будут кое-где, по «Культуре» в субботу и воскресенье покажут передачи, – но не станет последним. В 2018-м отметят его 100-летие. Отметят. Что будет дальше – не знаю. 150, 200 лет... трудно загадывать. Главный юбилей – 2077 года – точно не отметят. Юбилей, когда сбудутся слова одной из его песен: «Бояться автору нечего, он умер лет сто назад...»

Галич умер в 1977 году. Погиб «при до конца не выясненных обстоятельствах» в Париже 15 декабря. То ли его убило ЦРУ, то ли его убил КГБ, то ли сам убился, не разобравшись с новой техникой (вполне возможно, проклятая техника). Из автобиографии 1974 года: «Я, Гинзбург Александр Аркадьевич (литературный псевдоним Александр Галич), родился 19 октября 1918 г. в гор. Днепропетровске, в семье служащих. Сразу же после моего рождения семья переехала в Севастополь, а в 1923 г. в Москву. (...) Во время войны (из-за тяжелой врожденной болезни я был признан негодным к несению военной службы) я был одним из организаторов, участников и руководителей комсомольского Фронтового театра. После войны окончательно перешел на литературную работу, сначала как драматург, а потом и как кинодраматург. Мои пьесы – «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо» и др. – поставлены большим количеством театров и в Советском Союзе, и за рубежом. По моим сценариям поставлены фильмы «Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Дайте жалобную книгу» и др. В совместной работе с кинематографистами Франции я был автором фильма «Третья молодость», а с кинематографистами Болгарии – «Бегущая по волнам». С 1955 г. я был членом Союза советских писателей (исключен в 1971 г.), а с 1958 г. членом Союза кинематографистов (исключен в 1972 г.)...»

Исключен за песни, которыми и прославился. Галич не бард, не исполнитель. Владимир Высоцкий его пел («И лечусь «Столичною» лично я,/ Чтобы мне с ума не стронуться:/ Истопник сказал, что «Столичная»/ Очень хороша от стронция!»), и Аркадий Северный его пел («Я папаше подношу 200 граммчиков,/ Сообщаю анекдот про абрамчиков»). Конечно, они пели лучше. Не певец Александр Галич, хотя мы его и слушаем до сих пор. Авторское исполнение все же, обаяние безусловно есть, но лучше его просто читать.

Галич, на мой взгляд, один из лучших советских сатирических поэтов. Именно советских, и именно сатирических. Он не был антисоветчиком и диссидентом, он любил Советский Союз, любил свою Родину, он был, условно говоря, Горбачевым, а не Ельциным. Да, ненавидел Сталина и лагеря, советскую пропаганду и несвободу, но, выбирая в 1917-м между красными и белыми, выбрал бы, как настоящий демократ, мне кажется, красных. Солженицын, его ровесник, чей 100-летний юбилей тоже отметят в 2018-м (150, 200 лет... трудно загадывать, главный юбилей – 200 лет книги «200 лет вместе» – точно не отметят), – ох, не знаю, кого бы он выбрал. Не уверен, что он монархистом был с самого начала, но уж антисоветчиком Солженицын был точно. А Галич, думаю, именно Сталина и считал главным антисоветчиком. Сталин и был им, антисоветчиком, губителем СССР. Царем. Сахаров, кстати, тоже хотел конвергенции, а не полного краха СССР.

В чем проблема КПРФ? Почему за коммунистами не идет, ну или почти никто не идет, кроме тех, кто идет за своей молодостью? Потому что на их плакатах старые лозунги. Там – Сталин. А должен быть Галич. Нет, Сталин там, конечно, скорее условно, скорее подразумевается, но Галича-то нет совсем. А зря. Сталин «нарушал социалистическую законность», Галич отстаивал. На картине Лактионова «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года» Сталин стоит, не открывая рта. Что ж за речь-то такая? Кто ж так разговаривает? Только сам себе памятник, с памятниками Галич и боролся, сталинистов и высмеивал. Они его и исключали из всех союзов. А Галич так никогда и не понял, почему и за что его исключали. Он честно, искренне боролся с недостатками. Галич – настоящий советский Дон Кихот. Боролся за то, что уже тогда рушилось, спасал то, что уже тогда разваливалось на куски. Все зря. А что не зря? Что меняется, когда все течет? По-моему, не только ничего не меняется, но ничего и не течет.

А стихи у Галича очень хорошие. Высоцкий писал не так смешно, даже тогда, а Галича и сегодня читать именно смешно. Слишком много пафоса? Верно, но кто ж без недостатков? Зато про водку хорошо и у Высоцкого, и у Галича, и у Ерофеева (скоро юбилей и у него, надеюсь, напишу и о нем). А закончу Галичем, любимым текстом его, про то, «как надо пить на троих»:

Он – зная свою отметку –
Не пялит зазря лицо.
И выпьет он под конфетку,
А чаще – под сукнецо.
Но выпьет зато со смаком,
Издаст подходящий стон,
И даже покажет знаком,
Что выпил со смаком он! (...)
И где-нибудь, среди досок,
Блаженный, приляжет он.
Поскольку культурный досуг
Включает здоровый сон...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
289
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
411
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
486
Пять книг недели

Пять книг недели

0
315

Другие новости