0
2246
Газета Интернет-версия

12.10.2017 00:01:00

Два с лишним метра стихов

Тэги: марина цветаева, юбилей, сеславинский, библиофилы, автографы, сергей эфрон, поэзия, блок, телеграф


марина цветаева, юбилей, сеславинский, библиофилы, автографы, сергей эфрон, поэзия, блок, телеграф Лев Мнухин и Михаил Сеславинский с увлечением рассказали о своей колеции предметов, связанных с Мариной Цветаевой. Фото автора

В этот вечер в Доме И.С. Остроухова в Трубниковском переулке собрались многочисленные исследователи и почитатели поэзии Марины Цветаевой. Причем не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова. А повод был самый что ни на есть примечательный – широкой аудитории впервые представили иллюстрированный альбом-каталог «Библиофильский венок М.И. Цветаевой: Автографы и мемориальные предметы из собраний Л.А. Мнухина и М.В. Сеславинского» (см. короткую рецензию на стр. 9 этого выпуска газеты).

Авторы этой книги – владельцы крупнейших частных коллекций инскриптов поэта в нашей стране. На протяжении последних пяти лет они вынашивали планы собрать «под одним переплетом» самые интересные экспонаты своих собраний. И в год 125-летнего юбилея поэта их заветное желание сбылось.

Между тем интерес к творчеству Цветаевой возник у них давно. Михаил Сеславинский вспомнил, например, как в начале 1980-х годов, учась в Нижегородском государственном университете, собственноручно напечатал на папиной машинке любимые стихи поэта и переплел получившийся сборник в мастерской Дома быта города Дзержинска. Еще одна характерная для того времени история связана со студенческой стенгазетой, которую начинающий библиофил подготовил к очередному юбилею Цветаевой. Однако одно из стихотворений «Лебединого стана» не прошло «проверку на прочность», и бдительные сотрудники изъяли «вольнодумие» из своих стен. А наивного автора еле отбили у ревностных сотрудников парткома.

В альбоме представлены 37 автографов Цветаевой на ее собственных книгах и иных изданиях; 7 творческих рукописей, 18 писем, 4 фотографии с ее инскриптами, книги из домашней библиотеки Цветаевых, открытки, записки, чудом сохранившиеся личные вещи, портреты и многое другое.

«В моем собрании есть французская книга о Людовике XVII с владельческой надписью Цветаевой: «Прекраснейшая из книг о Революции». Знала бы она тогда, как события 1917 года повлияют на ее судьбу…» – с грустью отметил Михаил Сеславинский.

В ходе презентации литературовед Лев Мнухин рассказал о наиболее дорогих его сердцу автографах Цветаевой из собственного собрания, в том числе экземпляре сборника «Стихи к Блоку» (1922) с самым объемным из известных автографов, и об антологии зарубежной поэзии «Якорь» (1936) с инскриптами большинства ее участников. Также весьма интересными были истории о рукописи раннего стихотворения «Месяц высокий над городом лег…» (1909); семейной фотографии с надписью, адресованной супругу Сергею Эфрону, и др. Кроме того, публике представили телеграфную ленту со стихотворением «Безумье и благоразумье…» (1915), длина которой составляет 230 см, и стеклянный стаканчик, принадлежавший семье Цветаевых.

Под занавес вечера выступила актриса Антонина Кузнецова, голос которой благодаря грампластинкам знаком всем любителям поэзии. Она блестяще прочитала «Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!» и другие стихотворения. После чего всех гостей пригласили на недавно открывшуюся выставку к юбилею Цветаевой «Душа, не знающая меры…».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
832
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
973
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
869
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
1533