0
2615
Газета Печатная версия

21.03.2019 00:01:00

И снова – здравствуйте!

Михаил Зощенко и Михаил Жванецкий глазами Александра Филиппенко

Тэги: проза, поэзия, зощенко, жванецкий, галич, окуджава, владимир высоцкий, евтушенко, гоголь, александр филиппенко, юмор, сатира


10-11-2_a.jpg
Выступление Александра Филиппенко – это театр
одного актера и двух писателей.
 Фото Сергея Каревского
В Центральном доме художника выступил народный артист России, легенда театра и кино Александр Филиппенко с программой, посвященной Михаилу Зощенко и Михаилу Жванецкому. В этом моноспектакле актер объединил двух своих любимых и близких по духу авторов. Программа так и называется «Здравствуйте, Михаил Михайлович!».

Оба Михаила Михайловича отражают, каждый по-своему, действительность нашей страны, которая с неподражаемым юмором точно представлена и воспета обоими авторами. Время разное, но юмор один. Маленький человек – герой Зощенко – умеет и в самых страшных обстоятельствах быть счастливым. Советский и российский человек – герой Жванецкого – умеет и в аду найти юмор.

Выступления Филиппенко – мощный поток энергии таланта и энергии художественного слова. Вот актер выходит на сцену, пританцовывая под музыку, и кланяется во все стороны зала, как будто каждому зрителю хочет сказать «Здравствуйте». На долю секунды воцаряется тишина, зал замирает, Филиппенко начинает: «Многое я перепробовал в своей жизни, а вот циркачом никогда не был. И только однажды публика меня приняла за циркача-трансформатора». Так, с рассказа Зощенко «Случай в провинции» начинается вечер. Зрители переносятся в революционные 20–21 года ХХ века и внимают курьезной истории, произошедшей с героями поэтом-имажинистом Николаем Ивановым, пианисткой Марусей Грековой, лирическим героем самим Зощенко и лирическим поэтом Дмитрием Цензором. Тут прорывается смех сквозь слезы, ведь «чистое искусство», которое хотели нести в массы герои, было воспринято с невероятным искажением. Четырех выступающих публика приняла за одного артиста-трансформатора, и они уехали несолоно хлебавши без «цветов, вареных яиц и славных почестей» от народа. Далее последовал рассказ Зощенко «Утонувший домик», когда героя обливают «дрянью» и он обращает внимание на досочку с указанием уровня воды, прибитую намного выше, на втором этаже. А все потому, что «в нашем районе, говорит, хулиганы сильно балуют. Завсегда срывали фактический уровень. Вот мы его повыше и присобачили». В рассказах Зощенко довольно часто реальность оборачивается абсурдом, именно поэтому слишком сильно она напоминает жизнь. А в исполнении Филиппенко проза Зощенко, как и Жванецкого, словно заново оживала, его жесты и речь заставляли зрителей то похихикивать, то заразительно смеяться на весь зал, то долго оглушительно хлопать.

«Бояться не надо!» Михаила Жванецкого врывается сомнением в правильности происходящего и сплошными вопросами: «Ну вот прошел еще один год. Опять доверились и опять опоздали./ – Как ваше мнение?/ – А черт его знает./ – Что может быть?/ – Все может быть./ – Что делать?/ – Давай так: страх испытывать можно, а бояться не надо». Это уже время совсем близкое к настоящему, и своими рассказами Жванецкий, как и Зощенко, заражает позитивным настроем и восприятием происходящего. Чтобы объяснить своему зрителю описываемое время, Филиппенко обращается и к стихотворению Семена Кирсанова: «Бессмертия нет и пусть на кой оно бессмертие/ Короткий жизни спуск с задачей соразмерьте/ Признаем поумнев ветшает и железо...» Кроме того, прозвучали строки Александра Галича, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко и др.

Тексты, отобранные Александром Филиппенко, заставляют смеяться над глупостью, пошлостью и немного над собой и своим отношением к жизни. В конце творческого вечера Александр Филиппенко пригласил всех в Большой зал консерватории отметить юбилей Николая Гоголя (210 лет со дня рождения) на свою программу «Гоголь. Шнитке. Мертвые души». К слову сказать, за моноспектакль «Мертвые души. Последние главы», посвященный Гоголю, он уже был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Посмотрим, чем на сей раз удивит любимый актер. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какое дело поэту до добродетели

Какое дело поэту до добродетели

Владимир Соловьев

К 125-летию Владимира Набокова

0
3509
Нет ни тела, ни тени

Нет ни тела, ни тени

Два посвящения автору «Машеньки» и «Защиты Лужина»

0
1328
Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Борис Колымагин

Тема пустоты в совершенно разных ее проявлениях стала одной из главных в современной литературе

0
1703
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
1276

Другие новости