0
5853
Газета Печатная версия

11.04.2019 00:01:05

Чье гетто больше

Слет фантастов Роскон-2019: весенняя литературная феерия в Подмосковье

Тэги: конференция, форум, подмосковье, сергей лукьяненко, фантастика, реализм, дискуссия, премии, вадим панов, будущее, музыка


конференция, форум, подмосковье, сергей лукьяненко, фантастика, реализм, дискуссия, премии, вадим панов, будущее, музыка Роман Сенчин: «Почему я не пишу фантастику». Фото Тамары Антипиной

Конвенты фантастов проводятся уже не первый год. Конференция по вопросам фантастики Роскон – один из крупнейших российских тематических фестивалей проходил в Подмосковье уже в 19-й раз. Когда-то он был назван «первым конвентом XXI века», потому что начинает свой отсчет от января 2001 года. Особенностью мероприятия года этого было то, что на него пригласили не только ведущих российских фантастов и их поклонников, но и оппонентов фантастической литературы – критиков, блогеров, представителей науки и так называемой боллитры, то есть  большой литературы.

Страсти на конвенте разгорелись нешуточные. Обычно самым эмоциональным событием становится конкурс «Рваная грелка», на котором финалисты выступают в качестве судей и адвокатов представленных рассказов и буквально бьются за победу. Но в этот раз «баттл» состоялся и между критиками. Основной темой спора стал вопрос о правомерности выделения фантастики в отдельный жанр, об оценке качества текстов независимо от присутствия фантастической составляющей. А вот в битве реалистов против фантастов последние победили. Или считают, что победили. Во всяком случае, фантаст Вадим Панов убедил основателя жанра нового реализма, лауреата премии правительства РФ Романа Сенчина в том, что это достойный жанр. Хотя, может, и не убедил. Впрочем, подробнее об этом – чуть ниже.

В рамках Дня науки на Росконе обсуждались взаимоотношения жанра фантастики с лингвистикой, киберпрогностикой, палеоантропологией, военным делом и даже медициной. Также в рамках Дня большой  литературы на Росконе секретарь Союза писателей Москвы, один из основателей и президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов рассказал, как опубликоваться в толстых журналах сегодня и как это было в советское время; прозвучало множество имен классиков советской литературы, с которыми он был знаком. Популяризатор космонавтики Виталий Егоров (блогер, пишущий под ником Zelenyikot), автор книги «Делай космос», развенчивал мифы о космосе и объяснял, почему сегодня человеку бессмысленно лететь в космос, почему нам не нужны базы на Луне и Марсе и почему почти наверняка мы одни в изученной Вселенной.

9-1-2-t.jpg
Вадим Панов: «Почему я пишу фантастику».
Фото Тамары Антипиной
Традиционна для Роскона обильная кинопрограмма. В этот раз сценаристы Алексей Гравицкий и Сергей Волков представили два полнометражных проекта, показали фрагменты российских фантастических фильмов «Робо» и «Кома». Первый адресован детям, второй – захватывающий триллер. Кинематографисты-дебютанты из Санкт-Петербурга Андрей Туманов и Константин Михайлов привезли получасовую короткометражку Gypsy.

Было много музыкальных выступлений, которые курировал Алексей Лукьянов. Перед фантастами выступили Павел Фахтдинов и Алексей Вдовин, а также проект «Пчела-бэнд», возглавляемый Олегом Чилапом. А Михаил Башаков и Борис Плотников своими песнями перемежали вручение призов собственно Роскона, а также Интернационального союза писателей на закрытии фестиваля.

Вернемся же ко Дню большой литературы на Росконе, нам наиболее интересному. Среди мероприятий форума хотелось бы отметить три, которые относительно плавно перетекали одно в другое. Сначала прошла дискуссия между Романом Сенчиным (он выступал под условным девизом «Почему я не пишу фантастику») и Вадимом Пановым (он выступал под условным девизом, который звучал, как нетрудно догадаться, «Почему я пишу фантастику»). Дискуссия была интересной, но нельзя сказать, что слишком уж яростной. Даже многочисленные вопросы и выступления с мест были достаточно благодушны. А что вы хотели? Все друг друга знают, друг друга читали, а большинство между собою и дружат.

9-1-3-t.jpg
А у поэта-акциониста Антона Свириденко свое,
необычное отношение и к фантастике,
и к реализму.
Фото Тамары Антипиной
Весомым доказательством того, что грань между фантастикой и серьезной литературой условна, стал новый роман Вадима Панова «Аркада. Эпизод первый. kamataYan», презентация которого прошла чуть позже. Он открывает новый цикл автора и разрабатывает прогнозы развития цивилизации на ближайшие 10 лет. Формально это фантастика, но ставит перед читателями весьма серьезные задачи.

А сразу после этой презентации состоялся круглый стол на тему «Фантастика и реализм: чье гетто больше». Двое из трех авторов этих строк были участниками упомянутого круглого стола. Кроме нас выступили литературные критики Валерия Пустовая и Сергей Шулаков. Подводя итоги, думается, лучше всего будет сказать, что главная проблема тут – это вопрос о терминах. Если фантастикой считать только так называемую научную фантастику (роботы, путешествия во времени, космос в том или ином виде и т.д.), то гетто реализма во много раз больше. Ибо тогда все – реализм. И любовные романы, и, например, детективы. Хотя то, как во многих полицейских романах представлены сотрудники полиции, вызывает большие сомнения в том, что это реализм, а не антинаучная утопия. Тогда даже социалистический реализм – тоже реализм, а не фантастика.

С другой стороны, если произведения, где есть фантастические элементы, считать фантастикой, то почти вся литература и есть фантастика. Ну, может быть, разве что кроме книжек того же Романа Сенчина. Сказки и мифы полны фантастики. 

Сирано де Бержерак писал про полет на Луну. Свифт, Рабле, Пу Сунлин – фантастика, не иначе.

Так что у кого гетто больше, а у кого меньше – это смотря что чем считать.

Часть из нас на этом фестивале, кстати, открыла купальный сезон в Москве-реке. Да, было немного холодновато, но теплая атмосфера товарищеского единения фантастов и реалистов, несомненно, грела. 


Лауреаты премий Роскона-2019

В номинации «Романы»: «Золотой Роскон» – Саша Кругосветов, «Клетка»; «Серебряный Роскон» – Дмитрий Казаков, «Оковы разума»;

«Бронзовый Роскон» – Олег Дивов, «Чужая Земля».

В номинации «Межавторские проекты»: Дмитрий Лазарев «Протокол «Чума».

В номинации «Повести, рассказы»: «Золотой Роскон» – Владимир Голубев, «Тресковый царек»; «Серебряный Роскон» – Евгений Лукин,

«Двое на пустыре»: Бронзовый «Роскон» – Евгений Лукин, «Мой разговор с дьяволом».

«Большой Роскон» за выдающийся вклад в развитие жанра фантастики – Евгений Лукин.

Приз «Алиса» за детскую фантастику – Виктория Ледерман, «Теория невероятности».

Приз им. А. Ройфе за критику, литературоведение, историю фантастики – Константин Мзареулов, «Фантастика. Общий курс» (посмертно).

Приз Федерации независимых профсоюзов России за социальную фантастику «Час быка» – Эдуард Веркин, «Остров Сахалин».

Победители мастер-классов: Сергея Лукьяненко – Алекс Передерий; Евгения Лукина – Василиса Павлова.

Победители конкурсов: «Рассказ за час» – Яна Летт, «Роскон – Грелка» – Ольга Дорофеева, Юлия Гавриленко.

Рыцарь Фэндома – Вадим Панов.

Лауреат Международной премии им. Франца Кафки «За выдающийся вклад в российскую литературу» – Максим Замшев.

Лауреаты Международной премии им. Франца Кафки «За крупный вклад в российскую литературу» – Светлана Ангарская, Яша Хайн.

Рыцарь Фантастики – Иван Белогорохов.

Дама Фантастики – Марина Линник.

Сквайры Фантастики – Тынчтыкбек Койчуманов, Олег Шадурко, Ольга Камарго.

Премия им. Белинского: Гран-при – Наталия Шадурко; 1-е место – Александра Окатова, Любовь Пивник; 2-е место – Виктория Левина, Николай Балицкий; 3-е место – Сергей Засядкин, Юрий С. Шевчук.

Специальная премия им. Белинского за вклад в развитие литературы – Ирина Кульджанова, Натали Биссо, Татьяна Морозова (Яна Варшавская).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эксперты оценили доклад главы "Роснефти"

Владимир Полканов

0
97
Второй круг претендентского форума перенесен на весну следующего года

Второй круг претендентского форума перенесен на весну следующего года

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Магнус Карлсен проигрывал на финише, но все равно победил в турнире

0
330
Вопреки Хроносу

Вопреки Хроносу

Валерия Исмиева

Поэт Андрей Ивонин в библиотеке «над оврагом»

0
180
Старейший литературный

Старейший литературный

Людмила Осокина

Вечер альманаха «Истоки» в ЦДЛ

0
73

Другие новости

Загрузка...