0
1471
Газета Печатная версия

12.08.2020 20:30:00

Нет, я не ваш!

Политическая биография русского символиста

Тэги: литература, литературоведение, поэзия, валерий брюсов, биография, семья, андрей белый, владислав ходасевич, революция, ленин, модернизм, символизм, михаил светлов


30-15-3350.jpg
За внешней холодностью мэтра скрывался 
теплый и отзывчивый человек.
Сергей Малютин. Валерий Брюсов. 1913. 
Государственный литературный музей, 
Москва
В 1928 году, оглядываясь назад, Андрей Белый написал статью «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития». Думается, что в первую очередь через культуру символизма можно понять биографию не только автора «Серебряного голубя», но и других творцов отечественного модернизма начала века. Ведь, как не без оснований писал о них поэт и литературный критик Владислав Ходасевич, «символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной».

Не был исключением и Валерий Брюсов (1873–1924). Его биограф, историк литературы Василий Молодяков (университет Такусеку, Токио), реконструирует жизнь писателя в контексте таких «творимых легенд» (по выражению Федора Сологуба), плотно окруживших мэтра символизма.

Ученый воссоздает детство своего героя, историю его семьи. Именно от отца, торговца пробкой, Валерий перенял любовь к чтению и сочинительству. Но если Брюсов-старший увлекался реалистической литературой и его кумирами были Николай Чернышевский и философы-позитивисты, то будущий поэт очень быстро заинтересовался модными течениями французского модернизма, и в первую очередь символистами. Впрочем, полного вкусового антагонизма не было, и сын на всю жизнь сохранил живой интерес к естественным и точным наукам, привитый почтенным родителем.

Молодяков пишет о первых литературных опытах, вызвавших споры в выпусках альманахов «Русские символисты», собственного дебютного сборника Chefs d’oeuvre («Шедевры») и, наконец, о признании Брюсова. При ближайшем участии поэта функционирует издательство «Скорпион», выходит знаменитый альманах «Северные цветы».

Впрочем, как справедливо показывает биограф, Брюсов не ограничивался лишь «чистым искусством». Разочарование в левых идеях (первоначальное влияние отца) последовало в ходе революционных беспорядков 1905 года и сменилось прямо противоположными взглядами: Валерий Яковлевич стал государственником. Именно эта «смена вех», по мнению Молодякова, и объясняет на первый взгляд парадоксальный шаг – конечное принятие большевизма поэтом-символистом. Ведь именно в пришедших к власти большевиках автор «Огненного ангела» видел единственную силу, способную защитить культуру… Как следствие, им была забыта вся критика своих недавних оппонентов, как стихотворение «Близким» (1905), где он прямо заявлял: «Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,/ Мне странен ваш неокрыленный крик… Ломать – я буду с вами! строить – нет!» В том же году Брюсов обрушился на лидера большевизма Ленина за его статью «Партийная организация и партийная литература», в которой не без основания усмотрел ограничения свободы печати.

30-15-12250.jpg
Василий Молодяков. Валерий 
Брюсов. Будь мрамором.– М.: 
Молодая гвардия, 2020. – 544 с. 
(Жизнь замечательных людей).
Подобная политическая эволюция вызвала неприятие литературного окружения Валерия Яковлевича. До революции, когда большинство писателей-модернистов исповедовали левые взгляды, он воспринимался как реакционер, изменивший былым идеалам. После 1917-го, когда мечты о социализме стали невеселой реальностью, его принятие новой власти воспринималось как очередное предательство. А личность самого литератора в мемуарах современников обросла разнообразными слухами и сплетнями – далекими, как показывает автор книги, от реальности. Тем не менее даже такой пристрастный свидетель, как Ходасевич, вынужден был признать, что за время советской службы Брюсов не написал ни одного доноса и ни разу не отказал ни одному просителю.

Подзаголовок книги отсылает к стихотворению 1920 года:

Будь мрамором,

будь медью ратной,

Но воском, мягким воском будь!

Тепло судьбы благоприятной

Всем существом

умей вдохнуть!

Думается, в нем прекрасно раскрывается личность Брюсова: за сменами масок, внешней холодностью, кажущейся политической нечистоплотностью скрывался теплый, порядочный и отзывчивый человек. А что касается внешнего мрамора… Как говорил Михаил Светлов, и под пальмой можно дать дуба.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Все они капитаны, каждый знаменит

Все они капитаны, каждый знаменит

Майя Фолкинштейн

Отзыв о книжной новинке издательства «ГИТИС»

0
819
Свободный выбор – это песня

Свободный выбор – это песня

Александр Балтин

Круглый стол, посвященный роману Виктора Слипенчука «Зинзивер»

0
574
Пускай ничто не сгинет без следа

Пускай ничто не сгинет без следа

Геннадий Евграфов

Павел Антокольский на дуэли не стрелялся, в тюрьме не сидел, и у него была счастливая любовь

0
1293
В Быкове, среди сосен вековых

В Быкове, среди сосен вековых

Николай Фонарев

Писательский праздник в Подмосковье

0
673

Другие новости