0
2197
Газета Печатная версия

04.08.2021 15:46:00

«Ну, погоди!» и «Парамон-фильм»

Правда о двойках и тройках Александра Курляндского

Тэги: мультипликация, юмор, утесов, школа, ну, погоди, великолепный гоша, эстрада, аркадий хайт, драматургия


29-15-4480.jpg
Веселый, правдивый и добрый Александр
Курляндский. 
Фото Бориса Кремера/PhotoXPress.ru
Александр Ефимович Курляндский (1938–2020) родился в Москве, окончил Московский инженерно-строительный институт. Там же учился его ровесник Аркадий Иосифович Хайт. Оба отличались редким остроумием и начали писать в соавторстве. Сначала сценки для студенческих капустников, затем юмористические рассказы, интермедии для ведущих эстрадных артистов. Вершина их совместного творчества – мультсериал «Ну, погоди!», который с 1969 года стал поистине культовым. Курляндский даже коллекционировал всякие вещи с изображением Зайца и Волка. Чего тут только не было: майки, карандаши, тюбики зубной пасты…

Когда этот писательский организм распался, их имена по-прежнему идентифицировались одно с другим. Но каждого привлекала своя специализация. Хайта тянули эстрада, драматургия. Курляндского – проза («Тайны кремлевских подземелий», «Вы не были на Таити?»), мультипликация («Великолепный Гоша», «Возвращение блудного попугая»). Александр был, что называется, человек непробивной. Ему проще написать новую вещь, чем пристраивать уже готовую. Поэтому далеко не все сделанное им опубликовано.

По натуре он не был лидером, предпочитал скромно стоять в стороне, нежели находиться в центре внимания. Однако в редкие моменты, когда приходилось чем-то руководить, Курляндский проявлял себя с самой что ни на есть положительной стороны. Например, однажды он подрядился вести в журнале «Советский экран» раздел юмора. Придумал для него название «Студия «Парамон-фильм» (калька с голливудской «Парамоунт-фильм»), разработал концепцию, привлек группку единомышленников: Михаила Липскерова, Юрия Воловича, от начинающих дарований – вашего покорного слугу. Собирались у него дома, обсуждали, сочиняли. Курляндский давал написанному четкие оценки, подсказывал идеи для пародий, правил и проявлял завидную редакторскую смелость, то есть не чурался острых материалов. Из-за которых, кстати, весьма качественный «Парамон-фильм» продержался меньше года.

Как автор многих произведений для детей Курляндский часто встречался со школьниками. С материальной точки зрения эти шефские выступления ничего не давали. Однако он соглашался, ему нравилось общаться с детьми, подмечать характерные черточки для персонажей будущих произведений. На одном из выступлений какой-то шестиклассник попросил его рассказать о своих школьных годах, отметках. Когда Александр Ефимович признался, что у него бывали и тройки, и даже двойки, задавший вопрос мальчик неожиданно заплакал. Оказалось, он надеялся, что писатель будет для него примером, а тут…

– Ребята, неужели только для того, чтобы послужить примером, я должен был сказать неправду? – спросил Курляндский.

И весь зал дружно закричал:

– Да!..

Однажды Александр Ефимович пришел домой к Утесову – сатирик тогда работал над текстом новой программы для его оркестра. Хозяин сидел за столом и сосредоточенно писал.

– Леонид Осипович, что вы пишете?

– Составляю список людей, которым я делал добро, и вспоминаю, чем они мне за это отплатили.

Думается, составь подобный список Курляндский, тот получился бы весьма обширным. А зрители и читатели отплатят ему тем, что будут смотреть поставленные по его сценариям мультфильмы, читать написанные им книги и вспоминать этого душевного человека добрым словом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По жизни хвост нести трубою

По жизни хвост нести трубою

Максим Валюх

Стихи про снежный апрель, разовые розы и ожидание мая

0
1159
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
1959
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1715
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
1730

Другие новости