0
2435
Газета Печатная версия

22.09.2021 20:30:00

Концы в воду

Пять апельсиновых косточек метамодернизма

Тэги: детектив, писатель, убийство, агата кристи, конан дойл, сон


детектив, писатель, убийство, агата кристи, конан дойл, сон После убийства главное – выйти из сна. Генри Фюссли. Сон пастуха. 1793. Галерея Тейт, Лондон

«Всё из воды, и всё – в воду», – говорил древнегреческий философ Фалес Милетский. И метафизический дух воды Льву Наумову не только удалось выразить и облечь в форму – дух этот, кажется, фигурально пойман и заключен в романе «Пловец снов».

Постоянное морское волнение и вечное цикличное плавание, пожалуй, образуют одно из глубочайших пространств, куда погружается читатель. Но оно не единственное – Наумов развернул множество пересекающихся пространств, связанных друг с другом таинственными водными артериями. «Пловец снов» многослоен. Повествование начинается с точки, однако заканчивается так, как если бы за последнюю точку зацепились пучки электрических проводов – и воцарился конец без конца, когда энергия бежит дальше и образует все новые ячейки смыслов в зависимости от модуса восприятия и воли читателя. Даже фамилия главного героя – модного писателя плохих детективов, написавшего, однако, одну «настоящую» книгу, – имеет три варианта: Горенов, Горянов, Горинов, как бы подчеркивая хрупкость и изменчивость человеческого эго. Наумов превосходно умеет передать сновиденную природу нашей реальности и этим приемом весьма остроумно предоставляет своему герою алиби и оправдание в глазах читателя (не снится ли эта вся увлекательная и кровавая катавасия?). Ведь герой не просто писатель. Он еще и серийный убийца: однажды Горенов нашел ответ на актуальный для современного общества вопрос, как заставить людей читать хорошую литературу… «Читать плохую литературу смертельно опасно!» – таков его лозунг.

36-14-11250.jpg
Лев Наумов. Пловец снов:
Роман. – М.: Омега-Л,
2021. – 408 с.
Вначале он лишает жизни почтальоншу, пристрастившуюся к дурной литературе, затем – йога. Ввиду своей текстоцентричности Горенов совершает убийства по примеру детективной классики, оставляя вещи-указания, например пять апельсиновых косточек. Сыщики, к которым он даже заходит на чай в отделение, якобы за сюжетами для своих книг, молчат о совершенных им убийствах. Так убивал Горенов кого-то или нет? Получается, что по крайней мере замысел его не раскрыт. Как же тогда объяснить преследуемую им цель? Писатель-убийца решает составить зашифрованное послание и рассказать, что совершил, что планирует делать дальше и во имя чего. Письмо он оставляет дочери, а конверт с ее адресом и ключом к шифру передает любимой женщине. Ключ к шифру – «Долина страха» Конана Дойла. На месте убийства одной из жертв маньяк-беллетрист оставляет краску для шляпок – на сей раз намек на роман Агаты Кристи «Убить легко». В какой-то момент Горенов начинает ощущать себя героем собственного детектива. Он уже не может понять, где заканчивается его текст и начинается жизнь. Кто он: автор или персонаж? Здесь повествование в романе становится почти театральным, точно возникла невидимая сцена, и читатель, прежде в той или иной мере смотревший изнутри, начал смотреть извне.

Конечно, «Пловец снов» имеет черты постмодернистского романа. И он был бы таковым всецело, если бы не животворящий, смыслообразующий образ воды, являющийся и сновиденным, и реальным (потому что отражает высшую метафизику, то, что человек не видит, но только ощущает). Этот образ, манифестирующий нечто центральное и более реальное, даже чем человеческое эго, как раз и заставляет задуматься: а может, «Пловец снов» относится к тому загадочному метамодернизму, который отличается от постмодернизма тем, что и в пустоте тут раскрывается глубинный смысл? И в пустоте таится не отсутствие, но потенция самого бытия. И не в одном его частном проявлении, а во всей целостности.

«Вода же все щедро наполняет смыслом, в ней праздно прозябать невозможно. В море сразу возникает цель. Одни, чтобы занять себя смешной задачей, играют в мяч на безопасной границе величественной стихии. Другие ныряют ко дну, собирая камни и ракушки. Третьи просто бултыхаются на одном месте… Впрочем, совсем не «просто». Подобное времяпровождение позволяет соли проникнуть в тело и укрепить здоровье. В воде смысл есть всегда! Он появляется сам по себе, рождается из пены, прекрасный, будто Афродита», – пишет Лев Наумов. И, пожалуй, еще одно серьезное отличие от постмодернизма: несмотря на обилие метаморфоз, намеренных несоответствий (например, когда Горенов поднимается в гости к другу, стоит жара, а когда уходит, идет снег), в «Пловце» есть порядок. Пусть парадоксальный и необъяснимый, но есть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Андрей Серенко

Убийства граждан КНР ставят под сомнение эффективность афганской стратегии Пекина

0
1368
Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Владимир Скосырев

За последние дни совершено несколько нападений на граждан КНР

0
3598
На стихи Соломона Фогельсона

На стихи Соломона Фогельсона

Игорь Мощицкий

Всю жизнь создававший бодрые и веселые песни поэт в детстве пережил страшную трагедию

0
2335
Правительство и бизнес разошлись в оценках температуры экономики

Правительство и бизнес разошлись в оценках температуры экономики

Ольга Соловьева

Эксперты не видят предпосылок для выхода из инвестиционной паузы

0
2062

Другие новости