0
995
Газета Печатная версия

29.12.2021 18:49:00

Дитя не постареет, шарманка не замолчит

Презентация книги Светы Литвак и ее фильма, основанного на хронике 90-х

Тэги: поэзия, кино, история, москва, литпрцесс, цдл, пригов, фестивали


поэзия, кино, история, москва, литпрцесс, цдл, пригов, фестивали Дмитрий Александрович Пригов, конец тысячелетия… Кадр из фильма «Дитя поэт»

Презентацию поэтического сборника «Опыт вечного безделья» было видно и слышно издалека – хотя презентация как таковая еще не началась и гости даже не успели спуститься в подвал клуба «Китайский летчик Джао Да». Не так уж много мероприятий начинается со стихийных танцев на улице под шарманку. Для этого необходимы, во-первых, шарманка, во-вторых, особая душевная готовность к праздничному действу. У Светы Литвак есть и то и другое.

Праздник был непростым. Издание «Опыта вечного безделья» – приз Литвак за победу в конкурсе фестиваля «Поэзия со знаком плюс». В процессе подготовки сборника автору пришлось полностью изменить концепцию (изначальный замысел был признан слишком экспериментальным), фактически сделав из одной книги другую – подвиг, на который способен не каждый. А для руководителя фестиваля этот проект оказался одним из последних – Людмилы Вязмитиновой не стало летом этого года.

После выступления критиков и чтения стихов состоялся показ фильма Светы Литвак «Дитя поэт», чудесного образца ненаивного наивного кино. Или наивного ненаивного кино. Хроника московской литературно-поэтической жизни была заснята на любительскую камеру в 1998–1999 годах, а в 2001–2002 годах – смонтирована нарочито суровым хаотически-обрывочным образом. «Дитя поэт» умело притворяется смиренным маргинальным произведением, упражнением дилетанта, с переменным успехом фиксирующего уютно замкнутую в себе тусовочную жизнедеятельность. Но сделав над собой усилие и сбросив сладкие чары «домашнего видео», понимаешь, что являешься наблюдателем ценной, кропотливо собранной коллекции видов художественного и человеческого высказывания. Декламация со сцены, застольное пение под гитару, перформанс, кухонная беседа, перетекающая в чтение стихов, гудение толпы в ЦДЛ на открытии Международного фестиваля поэзии, «крик поэтов у входа в Зверевский центр современного искусства после окончания вечера» (так значится в инструкции для просмотра фильма), процесс «изучения функций видеокамеры», процесс сочинения стихотворения оставленным один на один с камерой Николаем Байтовым, а вот родители Светы Литвак копают картошку под музыку Сергея Летова… Так и создается культура – из разновеликого, неравномерного, пестрого, запечатленного неидеальной оптикой. По-другому не бывает. «Дитя поэт» – история о жизни как о процессе бесконечного изучения ребенком функций видеокамеры. Нет никакого смысла пугаться финального титра «Конец тысячелетия». Тысячелетие закончилось, однако кино продолжается. Соотношение живых и мертвых людей в кадре, конечно, будет меняться. Вот на экране Александр Еременко рассуждает о том, как буддийскому монаху следует просить милостыню, вот танцует Владимир Герцик, а вот мелькнула в толпе Людмила Вязмитинова… Но дитя не постареет, камера не сломается, шарманка не замолчит, если мы не захотим этого сами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отзвук белого стиха

Отзвук белого стиха

Станислава Дорина

Наталья Рожкова показала свою другую сторону

0
147
Ум его не заболочен

Ум его не заболочен

Александр Карпенко

В «Китайском летчике Джао Да» встретились старые друзья – поэты

0
143
Да здравствует зрелость

Да здравствует зрелость

Юрий Татаренко

Андрей Щербак-Жуков

В Махачкале подвели итоги двух литературных конкурсов

0
321
То чума, то тарантелла

То чума, то тарантелла

Борис Кутенков

Евгения Джен Баранова о мнимо хрупком девичьем альбоме, метафизическом котенке и повседневном чистилище

0
359

Другие новости