0
2233
Газета Печатная версия

20.07.2022 20:30:00

Фауст русской поэзии

Библиограф Лев Турчинский собрал все стихи XX века

Тэги: книги, поэзия, библиофилы, николай гумилев. нижний новгород, сеславинский, велимир хлебников, марина цветаева, дружба, справочники, музеи


книги, поэзия, библиофилы, николай гумилев. нижний новгород, сеславинский, велимир хлебников, марина цветаева, дружба, справочники, музеи Александр Парнис поведал о своей дружбе с Львом Турчинским, длившейся почти 60 лет. Фото Андрея Трубецкого

На вечере памяти недавно ушедшего библиографа, коллекционера поэтических книг Льва Турчинского не было свободных мест. В зале Дома-музея Марины Цветаевой, что в Борисоглебском переулке, собрались коллеги, друзья покойного, филологи, литераторы. Директор музея Юлия Чурсина, открывая вечер, посетовала, что ей не довелось познакомиться с Львом Михайловичем. Однако память о нем, столько сделавшем для цветаевоведения, в музее не иссякает... А ведь жизнь Турчинского начиналась совсем не легко. Отец, сапожник, погиб на финской войне. Мать еле сводила концы с концами, и юноша приобрел рабочую профессию – переплетчика, не переставая жадно читать книги. Об этом поведала собравшимся его дочь Анастасия Турчинская. Забавной и символичной была первая встреча ее родителей в букинистическом магазине, где продавец словно бы их обручил (как оказалось, навсегда): «Он спрашивает Гумилева, ты спрашиваешь Гумилева – спрашивайте друг у друга!» По поручению Михаила Сеславинского библиограф Дмитрий Бакун вручил Анастасии Львовне альбом-каталог «Нижегородская сюита»: именно в Нижнем прошли детство и юность ее отца.

Коллекционер, историк литературы Александр Парнис познакомился с Турчинским без малого 60 лет назад. Отмечая огромную осведомленность знатока, его дотошность, он с нежностью вспоминал о его отзывчивости и фантастической щедрости: Турчинский подарил ему, исследователю Велимира Хлебникова, очень редкое издание «Ладомира». Щедрость эта тем более поражает, что, по словам другого гостя вечера, сотрудника Музея Анастасии и Марины Цветаевых в Александрове Льва Готгельфа, Турчинский смотрел на каждую незнакомую книжку с достойным страстного собирателя «вожделением». Было зачитано письмо историка литературы Романа Тименчика, отметившего особую роль библиофила, объединившего разные поколения.

Турчинский собирал не только книги, но и людей. Об этом много говорила в видеообращении писательница, мемуаристка, дочь Ольги Ивинской Ирина Емельянова. В полуподвале Литмузея в соседнем, Трубниковском переулке располагалась его мастерская, которую она сравнила с Афинами. И вправду, здесь велись беседы о философии, поэзии, сложился круг образованных собеседников: Вадим Козовой, Александр Мень, Владимир Кантор... С масонской ложей в шутку сравнивали свое братство гости библиофила, ведь здесь были два Льва: Турчинский и Мнухин. На собраниях «ложи» велась важная библиографическая работа. Об этом говорилось в письме филолога Ирины Невзоровой. Говоря о Мнухине, нельзя было не вспомнить другого крупного цветаевоведа, Анну Саакянц: ее, своего многолетнего друга, вспоминал Турчинский в архивной аудиозаписи.

Пожалуй, все выступавшие говорили про золотые руки, золотую голову библиофила, про его щедрое, бескорыстное, неизменно отзывчивое сердце. Он делился находками, обширными познаниями. Бывшему директору Дома Цветаевой Эсфири Красовской советы Турчинского очень помогли в работе. Сотрудник Гослитмузея, литературовед Григорий Зобин, вспоминая уроки ушедшего коллеги, назвал его счастливым человеком. Историку литературы, барду, автору «НГ-EL» Виктору Леонидову тоже посчастливилось встретить Турчинского в молодости. Тот учил его особой внимательности, выверенности в работе. Литературовед Сергей Зенкевич образно выразился о главном детище своего старшего друга: «История Льва Турчинского и его бесконечного дела, равного его жизни, похожа на историю Фауста. Благодаря неимоверным усилиям возникло нечто, приобретшее черты человеческого существа». Уникальный библиографический справочник «Русская поэзия ХХ века», включая изданные отдельно дополнения, охватил период до 2000 года. Без этой книги были бы невозможны многие современные исследования и антологии. Но столь обширный материал, конечно, зиждился на четких принципах и векторах работы. Увы, ни сам составитель, ни авторы предисловий к справочнику пока не сформулировали их письменно. Выступавший выразил надежду, что в будущем сводном издании бесценного труда будет дан ключ к тому, чтобы «безбоязненно и безвредно для общего дела пользоваться этим справочником».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Свободный выбор – это песня

Свободный выбор – это песня

Александр Балтин

Круглый стол, посвященный роману Виктора Слипенчука «Зинзивер»

0
605
Принципиально без Первой мировой

Принципиально без Первой мировой

Елена Бучумова

«Книжный уголок» в журнале красивой жизни начала ХХ века

0
786
Пускай ничто не сгинет без следа

Пускай ничто не сгинет без следа

Геннадий Евграфов

Павел Антокольский на дуэли не стрелялся, в тюрьме не сидел, и у него была счастливая любовь

0
1343
В Быкове, среди сосен вековых

В Быкове, среди сосен вековых

Николай Фонарев

Писательский праздник в Подмосковье

0
704

Другие новости