0
3300
Газета Печатная версия

03.08.2022 20:30:05

Из Похъёлы с приветом

В Карелии прошел IX Международный литературный фестиваль «Петроглиф-2022»

Тэги: карелия, фестивали, поэзия, проза, деревня, дмитрий балашов, сказки, фантастика, юмор, фольклор, туризм, озера


28-9-2480.jpg
Организаторы фестиваля Владимир
и Елена Софиенко.  Фото Любови Евсюковой
На настоящий день в России существует немало литературных фестивалей. Даже те, что в годы ковидных ограничений нарушали периодичность, теперь снова возвращаются в строй. И у каждого фестиваля есть своя особенность, позволяющая ему создать уникальное лицо, а с ним и сформировать круг постоянных гостей, предпочитающих его остальным писательским сходкам…

Есть своя уникальная особенность и у фестиваля «Петроглиф». Он проходил уже девять раз, причем каждый раз в новом месте Карелии. И не в крупном городе, а в селе или даже заброшенной деревне со столетними бревенчатыми избами, в которых подчас селятся писатели. Таким образом, литературная составляющая сочетается с фольклорной и исторической, а также с туристической – некоторые из экономии живут прямо в палатках.

Из девяти фестивалей я был на трех. Один из них проходил на берегу Онежского озера, в гостях у польского писателя-краеведа Мариуша Вилька, влюбившегося не только в девушку из Петрозаводска, но и во всю карельскую природу, и переехавшего из Польши в русскую глубинку. Второй раз мы жили в деревне с романтическим название Нюхча, стоящей на берегу одноименной реки…

На этот раз путешествие началось в деревне Корза, находящейся в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского района Карелии. Несколько лет назад организаторы «Петроглифа», писатель Владимир Софиенко и его супруга Елена со своими четырьмя детьми сменили квартиру в Петрозаводске на исторический дом в этом заповедном месте. Попарившись в такой же исторической (не моложе 100 лет!) карельской бане, мы перебрались в село Вешкелица, где, собственно, и проходили все мероприятия фестиваля. Это уже не заброшенная деревня, а районный центр; в нем, кроме столетних изб, есть, как их там называют, «комфортабельные дома» – они напоминают наши хрущевки, только двухэтажные. Вешкелицу окружает 14 озер, в двух из них мне удалось искупаться.

28-9-3480.jpg
Мастер-класс по выпеканию калиток.
Фото автора
На холме над селом возвышается культурный центр «Вешкелюс», в нем мы и провели три дня. Были семинары, презентации, творческие встречи. Были постоянные фольклорные концерты, ведь в небольшой Вешкелице четыре музыкальных коллектива: ансамбль народной песни Veskelys, фольклорная группа Paivuzet, фолк-рок-группа Revennyh kottu, вокальная группа Kareloсka. Были мастер-классы по плетению карельского браслета-оберега, по вязанию рыболовной сети, а также по выпечке традиционных карельских пирожков-калиток. Делюсь рецептом: тесто на кефире хорошенько замесить, поделить на небольшие колобки, каждый раскатать в тоненький блинчик, положить начинку (чаще всего это пшенная каша или картофельное пюре, реже другие каши или творог), загнуть края, прищипнуть их и под постоянным присмотром печь в духовке, разогретой до максимума (не меньше 300 градусов) – иначе калитки получатся сухими…

Простите, отвлекся, не удержался… Добавлю только, несмотря на то что все места, где проходил «Петроглиф», такие разные, в каждом местные жители показывали сосну, под которой сидел Элиас Лённрот и собирал из разрозненных карельских рун единый эпос «Калевала»… Все, возвращаюсь к собственно литературной программе.

Первый день фестиваля почти полностью был посвящен жизни и творчеству русского советского писателя, знатока Севера Дмитрия Балашова. Доклады о нем прочитали прозаик Александр Евсюков, филолог Александр Петров, ответственный редактор журнала «Роман-газета» Елена Русакова. Завершился день круглым столом.

Сквозной темой фестиваля стала тема сказки, как авторской, так и фольклорной. Прозвучало несколько докладов, большой интерес вызвало выступление дебютанта фестиваля, писателя Владимира Голубева (см. интервью с ним в «НГ-EL» от 02.06.2022), которое было озаглавлено «Долг платежом красен, или Современная литературная сказка в долгу перед культурами народов Севера». Он заметил: «Сказка как вид народного эпического творчества жила не только в традиционном, естественном бытовании или существовала в виде текстов, фиксирующих устную традицию, но и входила в русскую литературу на равных правах – в виде литературной сказки». Подводя итоги, Голубев признался: «Собрались под одной крышей единомышленники, и, как мне видится, каждый для себя выискал что-то новое и интересное. Это было время новых знакомств с живописными местами, интересных бесед и раздумий, мои «батарейки» зарядились в Карелии, буду надеяться, до следующего года».

28-9-4480.jpg
Евгений Обухов и Сергей Леонтьев на фоне
большого карельского камня. Фото автора
Состоялась череда книжных презентаций. Юрий Сидоров представил коллективный сборник рассказов «Частная жизнь»; Ксения Хотина из «прославившейся» на всю Россию Кондопоги – авторский сборник рассказов «Четверо. Трое. Двое. Один»; москвичи, супруги Николай Лобанов и Елена Лобанова-Смоленская – книги «Битвы богов» и «Опыт древней души»; прозаик Дмитрий Воронин из Калининграда рассказал о конкурсах «Русский Гофман» и «Прыжок над бездной», посвященных памяти Сергея Снегова… Анонсировали сборник «Дорогами Похъёлы», который готовится по материалам фестиваля «Петроглиф»; в него войдут рассказы тех, кто был на фестивале, и тех, кто просто любит Север. Ведь Похъёла – это далекая суровая страна саамов в финском эпосе «Калевала», по сути, мифологическая Скандинавия.

Конечно, в большом количестве звучали стихи. Так, поэтическую книгу «Босая Жемчужина» представила карельская поэтесса и педагог, специалист по работе с детьми Вера Линькова: «Червь с ладони моей спрыгнул,/ Стал высоким и стройным./ Что-то вроде серебряной рыбы/ В полосатой короне/ Из крапинок ила... / Он сказал, что давно уже было/ Нам из радуг знаменье…». Екатерина Полянская из Санкт-Петербурга читала: «Я на левое ухо – Бетховен,/ А на правое ухо – Ван Гог./ И герр Питре средь разных диковин/ Меня б заспиртовал, если б мог…». С музыкально-поэтической программой «От моря Белого до моря Черного» выступил поэт и бард Сергей Леонтьев: «Знай, что есть линия/ Между пустынями,/ Там и акации, и соловьи./ Между пустынями/ Да не остынем мы,/ Да не остынем мы/ В нашей любви.../ Тонкая линия/ Между пустынями,/ Там и акации, и соловьи./ Между пустынями/ Да не остынем мы,/ Да не остынем мы/ В нашей любви...».

Вес три дня фестиваля действовал семинар для молодых писателей, который вела прозаик, редактор отдела журнала «Наука и жизнь» Людмила Синицына. Лучшие его участники будут напечатаны в журнале.

28-9-1480.jpg
Мастер-класс по плетению
браслетов-оберегов. Фото автора
Ну и, конечно, в рамках фестиваля «Петроглиф» прошел одноименный конкурс. Деревянные панно авторской работы в качестве призов получили победители: Виктория Черемухина (в номинация «Фантастика») и Евгений Обухов (в номинации «Реалистическая проза»). В номинации «Поэзия» лучшей была признана Анастасия Николенко из Владивостока. Она по понятным причинам (далеко) приехать не смогла, но, по счастливому стечению обстоятельств, Владимира Софиенко и Веру Линькову недавно пригласили осенью посетить детский лагерь отдыха в Приморье «Океан»; так что награда найдет героя…

Покинув гостеприимную Вешкелицу, большинство участников фестиваля поехали в город Кемь, а оттуда вышли в Белое море, чтобы посетить острова, называемые Кузовами. Они жили в палаточном лагере и лазали по сказам в поисках петроглифов – наскальных рисунков эпохи палеолита. А я через Петрозаводск вернулся в Москву, писать вот эту вот статью…

В общем, литературный фестиваль в Карелии носил явные приметы фольклорной экспедиции и даже туристической поездки. Впору подписывать многочисленные фотографии, сделанные на нем, словами «Из Похъёлы с приветом».

Корза–Вешкелица–Петрозаводск–Москва



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вишну в три шага пересек тленную вселенную

Вишну в три шага пересек тленную вселенную

Наталия Набатчикова

Елена Семенова

Мерцающая рифма Хлебникова и объем свободы стиха

0
2872
Австралийское животное

Австралийское животное

Александр Гальпер

Избавление от книг как целая наука

0
1298
В газовой камере

В газовой камере

Владимир Соловьев

Ирен Немировски если изменяла мужу, то только с литературой

0
1034
Между писателем и сатириком

Между писателем и сатириком

Арсений Анненков

Подводные камни двойного призвания

0
669

Другие новости