0
2878
Газета Печатная версия

01.02.2023 20:30:00

Он печатал Ахматову и Шаламова

Из Тифлиса в Гарвард: русский просветитель Михаил Карпович

Тэги: история, сша, россия, эмиграция, русистика


4-15-12250.jpg
Михаил Горинов-мл., Марина
Сорокина. Михаил Карпович:
Создатель школы американской
русистики. 1888–1959. – М.: Дом
русского зарубежья имени
Александра Солженицына,
2022. – 96 с.
Его лекции всегда пользовались большой популярностью. Михаил Михайлович Карпович (1888–1959) был одним из самых известных профессоров Гарвардского университета. В Америке он оказался в 1917 году, когда прибыл туда в составе делегации Временного правительства. И с тех пор заокеанская страна стала для него родной, до самого ухода. Вернее, почти родной, потому что Карпович всю жизнь служил русской исторической науке. Лекции Михаила Михайловича по истории России способствовали тому, что в США сложилась целая школа русистов. Среди его учеников такие известные ученые, как Рязановский, Раев, Треголд, на многие годы определившие историографию изучения русской истории в США.

А до американского берега было детство в Тифлисе в семье инженера путей сообщения, историко-филологический факультет МГУ, юношеское увлечение социализмом – Карповича даже арестовывали за связь с эсерами. Первые публикации будущего классика исторической науки состоялись в журналах «Колос» и «Сельский колос», предназначенных для крестьян и сельской интеллигенции. Михаил Михайлович уже тогда чувствовал непреодолимую тягу к просветительской деятельности.

Во время войны он какое-то время работал помощником секретаря Исторического музея, был мобилизован, но на фронт так и не попал. И, как уже говорилось, в год Октябрьской катастрофы оказался в США. Там Карпович стал не только ведущим преподавателем русской истории, но и одной из центральных фигур эмиграции. Потому что долгие годы Михаил Михайлович возглавлял «Новый журнал», издававшийся в Нью-Йорке.

Для русской эмиграции «Новый журнал» был примерно тем же, чем для советских читателей «Новый мир» в те времена, когда им руководил Твардовский. Там публиковались не только «классики» изгнания, такие как Бунин или Зайцев. Журнал открыл целую плеяду имен литераторов второй волны русского изгнания, таких как, к примеру, блистательный поэт Иван Елагин. Также в «Новом журнале» состоялся ряд публикаций тех, кто не мог быть опубликован в СССР: Ахматовой, Мандельштама, Шаламова и др.

И вот теперь вышла книга историков Марины Сорокиной и Михаила Горинова-младшего. Авторы прослеживают жизненный путь ученого и просветителя, опираясь на свидетельства современников и его переписку. Много внимания уделяют трудам Карповича, таким как фундаментальная «Экономическая история Европы с 1750 г.», работам историка о Пушкине, где он пытался объяснить западным читателям все значение великого поэта.

И все же главное, что оставил в историографии этот удивительный человек, – это его лекции в Гарварде. Яркие, мощные, посвященные в основном русской общественной мысли. Он сумел издать их в США под названием «Императорская Россия. 1801–1927». Эта книга стала настольной для нескольких поколений американских студентов, посвятивших себя изучению истории нашей страны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев не останется без американской помощи

Киев не останется без американской помощи

Владимир Мухин

Вооруженные силы Украины смогут сохранять боеготовность еще относительно долгое время

0
1589
Полутораглазый стрелец

Полутораглазый стрелец

Виктор Леонидов

Давид Бурлюк любил превращать в балаган каждый прожитый день

0
563
Ее наставниками были Сергий Булгаков и Александр Мень

Ее наставниками были Сергий Булгаков и Александр Мень

Виктор Леонидов

Петербург, Прага, Париж, Ташкент: судьба художницы-иконописца Юлии Рейтлингер

0
541
Простое, понятное, трогательное

Простое, понятное, трогательное

Виктор Леонидов

Александр Бенуа и Евгений Климов преклонялись перед Рубенсом и совершенно не желали знать Матисса или Пикассо

0
386