0
7863
Газета Печатная версия

20.03.2024 20:30:00

Вас будут рассматривать под лупой

Галина Березина о книгоиздании и будущем Интернационального союза писателей

Тэги: союзы писателей, молодые авторы, книгоиздание, литературные курсы, продвижение

Галина Николаевна Березина (творческий псевдоним Галина С. Березина) – писатель, публицист, общественный деятель, председатель правления Интернационального союза писателей с 2022 года, заместитель председателя правления с 2019 года. Окончила литературные курсы им. А.П. Чехова и А.А. Ахматовой при Интернациональном союзе писателей. Член Ассоциации драматургов РФ, член Московской городской организации Союза писателей России, директор журнала «Традиции & Авангард», член редколлегии журнала «Российский колокол». Публиковалась в еженедельниках «Литературная газета», «Литературная Россия», журнале «Российский колокол» и др. Организатор и координатор различных международных и региональных проектов, презентаций. Координатор литературных и культурно-массовых мероприятий и эксперт в их проведении, координатор и участник гуманитарных миссий на территории ДНР и ЛНР.

11-10-1480.jpg
Хорошо, когда авангард соседствует
с традицией.  Фото Андрея Щербака-Жукова

8 июля 2022 года не стало прозаика и драматурга Александра Гриценко, основателя Интернационального союза писателей (ИСП). Репутация этой организации в литературных кругах была неоднозначной. Несмотря на то что многие инициативы ИСП были полезными (литературные курсы им. Чехова, Литературный фестиваль им. Пушкина в Судаке, поддержка фестиваля ЛиФФт, конференции по вопросам фантастики «Роскон», фестиваля фантастики «Аэлита», Международного арт-фестиваля «Я только малость объясню в стихе» памяти В.С. Высоцкого и др.), многие поступки Гриценко вызывали откровенное раздражение и заслуженную критику. Особенно в последние годы, когда Гриценко разругался с изначально поддержавшими его писателями Сергеем Лукьяненко, Олегом Дивовым, Сергеем Волковым и др… Сейчас ИСП возглавила Галина БЕРЕЗИНА. Она старательно предпринимает шаги к тому, чтобы поднять авторитет организации, оправдать ее существование в глазах литературной общественности. О будущем ИСП и многом другом с Галиной БЕРЕЗИНОЙ беседует Ольга КАМАРГО.

– Вы возглавили Интернациональный союз писателей после смерти Александра Гриценко более года назад. Что с тех пор изменилось? В каких проектах теперь участвует ИСП?

– Смерть Александра Гриценко – большая трагедия, которая потрясла многих. Я сама не оправилась от нее до сих пор. Сложно ли было взять на себя руководство огромным, скандальным и передовым Союзом? Скажу честно: непросто. Но иного решения у меня не было. За ИСП стоят люди. Дело Саши бросить нельзя.

Изменилось очень многое: от подхода к приему в организацию до оптимизации кадров. ИСП укрепляет позиции как литературный продюсерский центр. Преимущество имеют члены Союза, но мы не отказываемся работать и с авторами, которые не стремятся ни в какие объединения. Второй год подряд делаем упор на развитие культурных проектов по всей России, на спонсорскую помощь и, конечно, на работу с молодежью. Например, второй год подряд мы выступаем генеральным спонсором Международного арт-фестиваля памяти В.С. Высоцкого в Новосибирске. В этом году стали партнером детского литературного конкурса «Рождение сказки» в Серпухове, запускаем Евразийскую литературную премию «Новый Сказ» памяти П.П. Бажова в новом формате.

– Все вокруг меняется с большой скоростью. А что можно сказать о современном авторе и современном издателе? Как они изменились?

– Книжный рынок испытывает кризис, хотя если мы заглянем в книжный магазин, то не обнаружим недостатка литературы. Прежде всего изменился читатель. Поэтому и авторы стали писать на более серьезные темы: переосмысление и осмысление жизни, как научиться жить «эту жизнь». К сожалению, мы не видим большого количества новых имен в литературе. Во многом это связано с тем, что издательства выпускают коммерчески успешные проекты, а союзы «не пускают» в литературу молодых и неизвестных. Это отдельная проблема, которая не решится за пару лет, но ИСП работает в этом направлении.

– Можно ли сказать, что автору стало легче или, наоборот, сложнее выйти к читателям?

– Безусловно, легче: интернет-блог, самиздат… Выйти легко, но стать заметным и значимым стало еще сложнее.

– ИСП занимается изданием журналов, альманахов, сборников, авторских книг. Насколько просто попасть «в разработку»? Какие основные претензии есть к авторам – начинающим и не очень?

– Любая рукопись проходит литературную оценку и получает внутреннюю рецензию. Дальше автор решает: редактировать рукопись или пойти учиться на наши литературные семинары, послушать лекции от опытных писателей, критиков на нашем YouTube-канале.

Случается, что мы отказываем авторам, даже если они готовы оплатить публикацию. Мы не выпускаем плохие тексты. Эта моя принципиальная позиция, которую я внедрила сразу же, как возглавила Союз.

Сейчас мы работаем над перезапуском литературных курсов, основателем которых был Гриценко. Курсы будут организованы «под крылом» МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Через год обучения студенты получат диплом государственного образца по специальности «литературный работник».

– Вы пишете малую прозу, то есть рассказы. Занимаетесь критикой. Что вы думаете о современных текстах – рассказах, романах, стихах? Есть ли общие слабые места или, напротив, сильные стороны?

– Пишу, но, к сожалению, крайне мало. Общественная деятельность занимает огромное количество времени, на творчество его критически не хватает.

В современной литературе меня радует, что у читателя появился выбор. Вам невозможно навязать что-то, если вам это не нравится. Еще лет пять назад такое навязывание было сильно развито, сейчас все изменилось в лучшую сторону.

Современные авторы выбирают серьезные, сильные темы, как я говорила выше, но тексты слабы по части сюжетной линии или плохо прописанных героев. Поэтому я всегда советую читать классику и учиться у профессионалов.

– Очень много говорили об издании графоманов в ИСП. Как обстоят с этим дела сейчас? Грубо говоря, любой ли может издать книгу за деньги? Как литературная общественность оценивает работу ИСП сейчас? Привыкли ли они, что ИСП опять идет против тренда?

– Для меня понятие «графоман» очень противоречивое. Каждый, кто хочет унизить автора, обязательно назовет его графоманом, вместо того чтобы подсказать, направить или отправить к знающему человеку. К сожалению, литературная среда страдает от отсутствия городских, региональных ЛИТО с сильными мастерами слова. Прежде всего из-за отсутствия государственной поддержки.

Я часто сталкиваюсь с большим сопротивлением в литературной среде по разным причинам: ИСП – молодой союз и не является правопреемником чего-либо из СССР, «неприятный флер» от деятельности предыдущего председателя, отказы в выступлении на крупных радиостанциях, потому что о литературе могут рассказывать только крупные издательства и т.п. Все это не может нас остановить. Да, нам стали мешать больше, но мы не остановимся. Интернациональный союз писателей сложно не заметить. Да, кого-то мы раздражаем, а кого-то вдохновляем.

Мы активно развиваем наши отделения в регионах и планируем открывать новые. На их базе мы будем создавать обучающие литературные мастерские.

– Сейчас два литературных журнала в ИСП принимают тексты на бесплатной основе. Что это значит для автора? Кто и как оценивает тексты и принимает решение о публикации? И что делать, если качество текста недотягивает до нужного уровня?

– Нам повезло с редакторами журнала «Традиции&Авангард»: вначале с Романом Сенчиным, теперь с Даниэлем Орловым. Сейчас журнал стал более традиционным «толстяком». Номера расписаны на год вперед. В этом году изменится печатный формат, что еще добавит журналу солидности. Журнал гонорарный, а таких сейчас практически нет.

В прошлом году шеф-редактором журнала «Российский колокол» стала редактор, писатель, литературный критик Анна Гутиева. Журнал тоже ждут перемены в лучшую сторону. Тем более что их поддерживает главный редактор Максим Замшев.

Авторам, тексты которых не проходят по качеству в эти журналы, рекомендуется доработать их и получить литературную оценку профессионалов.

– Говорили когда-то, что платное издание – это приговор. То есть потом ни одно издательство не выпустит книгу бесплатно. Насколько сейчас это актуально? На что нужно обращать внимание начинающему или не очень опытному автору?

– Бесплатно не равно талантливо, впрочем, как и платно. Издательства выпускают книги бесплатно, если точно знают, что тираж разойдется. Прежде всего, конечно, уже известных писателей. И это не секрет.

Многие авторы сразу спрашивают о гонорарах. Это отдельная тема. Я отвечаю обычно так: «Мы можем заплатить гонорар. Но если книга не продастся, то вам придется его вернуть, выкупить тираж и оплатить хранение книг на складе. Ведь именно такова практика в зарубежных странах, которую нам часто ставят в пример». После такого ответа авторы начинают задавать массу вопросов и в принципе интересоваться, что изменилось в литературном мире за последние 30–40 лет.

Платное издание – это возможность заявить о себе. Но здесь нужно разобраться в массе нюансов: форма договора, распространение, реклама, презентации, рецензии. Обо всем этом может рассказать моя команда, став вашим проводником в мир большой литературы. Словно лаборант под микроскопом, куратор от Союза увидит именно вашу ситуацию, оценит именно вашу работу, укажет на подводные камни в современном книгоиздании, распространении и продвижении как книги, так и ее создателя. Это очень важно для автора, потому что он, как правило, ничего не знает и не понимает.

Члены нашего Союза уходят в крупные издательства, и их печатают бесплатно. ИСП издает до восьми книг в год по государственному гранту, без авторских вложений. Итоги этой работы мы подводим в конце каждого года и публикуем отчет на сайте ИСП.

– Какие темы у вас как у автора сейчас находятся в работе? О чем вам было бы интересно написать? Готовится ли книга к изданию? И когда ждать выхода?

– В прошлом году Совет Федерации отметил меня благодарственным письмом за 15 лет творческой и общественной деятельности. Теперь, я думаю, настала пора выпустить авторскую книгу.

В творчестве всегда было много трагических сюжетов, связанных с личной историей и семьей. Но сейчас я пишу повесть о любви и сборник циничных женских рассказов. Что-то, надеюсь, выйдет в этом году, а что-то потребует большего времени на доработку.

– Появился новый логотип и слоган ИСП – с чем это связано? Откуда такая необходимость возникла и что вы хотите этим сообщить читателю или автору?

– Я, моя команда и члены организации требуем перемен и хотим идти в ногу со временем, уважая прошлое. По прошествии 15 лет своей литературной и общественной деятельности с уверенностью скажу, что ИСП – маяк для авторов в литературе. Отсюда и основная идея логотипа.

– Для многих взять в руки свою первую книгу – давняя цель, к ее достижению долго идут. Но это ведь только начало писательского пути. А что потом? Сидеть и ждать, пока книгу раскупят и тебя заметят? Само ведь ничего не бывает. Или издательства запускают рекламную кампанию самостоятельно?

– На мастер-классах или литературных курсах мы предлагаем семинаристам писать эссе «Как я вижу себя в литературе». Это неизменная традиция. И скажу точно, что многие эссе так и не дописывают: нет целеполагания, нет понимания, что писатель – это такая же профессия, как врач. К сожалению, бытует устойчивое мнение, что писатель – прежде всего бедняк. Именно поэтому, кстати, моя семья была категорически против, чтобы я связала свою жизнь с этой профессией. Но если мы вернемся к истории, то увидим, что Пушкин, Гоголь, Толстой были далеко не бедными людьми.

Если вы хотите коммерческого успеха, то, безусловно, нужно выбирать жанр для «большинства масс», при этом упор делать, конечно же, на рекламу. Причем рекламная кампания должна начаться задолго до того, как выйдет книга: от этого зависят тиражи, продажи, количество ваших читателей. Всегда проще тем, у кого уже есть известное имя, авторский бренд.

Приходя в профессию, авторы должны знать законы литературного мира. Они как аксиомы – уже не требуют доказательств. Вас, как и ваш текст, будут рассматривать и оценивать под лупой, и любое неверное движение – знакомство, выход в свет не в том наряде – может привести к авторской смерти.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На углу Мясницкой и Чистопрудного

На углу Мясницкой и Чистопрудного

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Подробная азбука-энциклопедия главных поэтических хулиганов Москвы столетней давности: от Мариенгофа до Есенина

0
5068
Литература – вне культуры

Литература – вне культуры

Андрей Щербак-Жуков

Чем писатель отличается от кактусовода

0
6818
Шубуршун: подвижный, издающий разные шумы

Шубуршун: подвижный, издающий разные шумы

Юрий Татаренко

Алесь Карлюкевич о том, что белорусский писатель имеет профессиональный статус

0
12598

Другие новости