0
1796
Газета Печатная версия

27.11.2024 20:30:00

Подполье, оккупация, война

Почему повесть Константина Симонова «Софья Леонидовна» так и не издали при его жизни

Тэги: константин симонов, семья, война, оренбург


44-15-13250.jpg
Константин Симонов, Алексей
Симонов. Софья Леонидовна.
Оренбургский след: Повесть,
эссе.– Оренбург:
Оренбургское книжное изд-во
им. Г.П. Донковцева,
2024. – 240 с.
«Софья Леонидовна» – повесть, написанная Константином Симоновым, но не изданная при его жизни. Лишь в 1985-м стараниями литературоведа Лазаря Лазарева ее опубликовало издательство «Советский писатель». Это повесть о войне и о «незаурядном человеке в заурядном обличье провинциального врача», немолодой подпольщице в оккупированном Смоленске, завоевавшей доверие у немцев дворянским происхождением: ей позволили возглавлять отделение в госпитале.

Софья Леонидовна – так звали любимую тетю Константина Симонова, сестру его матери. Человека, судьба которого никак не могла стать основой одноименной повести: в 1934 году она стала «административно высланной» из Ленинграда в Оренбург, где вскоре начала работать учителем немецкого языка в школе, а в сентябре 1937-го ее арестовали по подозрению в принадлежности к контрреволюционной фашистской организации и через месяц с небольшим расстреляли.

И тем не менее связь между реальной Софьей Леонидовной и литературным героем самая что ни на есть непосредственная: вторая многое переняла от первой – ее облик, характер, привычки…

«Женщина, которую она должна была звать тетей Соней, была такого же, как и она сама, маленького роста, но только очень широкая в кости, плотная, даже круглая. У нее были почти совершенно седые, с редкими черными островками волосы, зачесанные на косой пробор, широкий лоб с крупными морщинами, сильное простое крестьянское лицо с большим, неуклюжим носом картошкой и маленькими, глубоко спрятанными под седыми лохматыми мужскими бровями внимательными глазами. Похоже, что у этой немолодой, почти старой женщины был несговорчивый и неуживчивый характер, от нее веяло силой и прямотой». Такой видит главную героиню повести Софью Леонидовну Высотскую вторая главная героиня, Маша, – радистка, присланная из Москвы. Она поселилась у Высотской под видом племянницы Нины. И позже стала свидетелем того, как гестапо арестовало тетю Соню.

В рассказах, повестях, романах не принято писать, кто стал прообразом того или иного героя. С кого писался образ Высотской, я узнал из книги «Софья Леонидовна. Оренбургский след». На обложке два имени: Константин Симонов и Алексей Симонов. Отец и сын.

Имя Константина Симонова хорошо известно старшему поколению. Прозаик, одним из первых написавший честные книги о войне. А еще поэт, драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист и военный корреспондент. Алексей Симонов – кинорежиссер, писатель, публицист. Он составил эту книгу, определив жанр как «путешествие сына по страницам литературного наследия отца». Включил в нее фрагменты из произведений Константина Симонова, воспоминаний отца о родственниках и – целиком – повесть «Софья Леонидовна», а также собственные заметки и воспоминания. Главы названы историями, их в книге 11, и одна из них, самая большая, – повесть. Это ее второе пришествие к читателям.

Книга прежде всего рассказывает о судьбах. Мать Константина Симонова и ее сестры принадлежали к роду Оболенских, одной из самых древних и родовитых дворянских фамилий. Разумеется, после революции это стало отягчающим обстоятельством. Для тех Оболенских, кто не уехал за границу. Сестры Людмила, Дарья, Софья и Александра – мать Константина Симонова (его настоящее имя Кирилл) – остались в России. Дарью, которая была тайной монашкой, и Людмилу, успевшую стать к тому времени матерью троих детей, вместе с двумя младшими детьми сослали в Оренбург в 1934-м, одновременно с Софьей. После убийства Кирова Ленинград, колыбель революции, очищали от социально чуждых элементов. Дарья тоже была арестована в 1937-м, но в отличие от Софьи ее не расстреляли. Она умерла в 1940-м в тюрьме. Людмилу арест миновал, хотя она оставалась в Оренбурге до 1985 года. Их брат Николай эмигрировал из России и в 1921-м осел во Франции. Его жизнь и жизнь его сына, тоже Николая, сложилась вполне удачно, хотя и не без драматических событий.

Представляя любимую тетю в образе Высотской, Константин Симонов не только отдавал дань памяти хорошему человеку. Он не без оснований считал, что если бы жизнь реальной Софьи Леонидовны сложилась иначе и она оказалась бы в оккупированном Смоленске, то повела себя так же, как Высотская. Несмотря на все притеснения, испытанные от советской власти. То, что мы узнаем из многих фактов, содержащихся в книге, дает основание верить в это.

Судьба книг непроста. Порой книга созвучна времени, порой звучит диссонансом. Частенько бывает, что она равнодушна ко времени. Или время равнодушно к книге. «Софья Леонидовна. Оренбургский след» в ладу со временем, хотя рассказывает о событиях конца XIX и первой половины XX века. Рассказ о непростых судьбах был и остается актуальным в любую пору, особенно если он связан с жизнью реальных людей, которые, несмотря ни на что, смогли сохранить доброе имя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена главы ВТО становится проблемой

Смена главы ВТО становится проблемой

Алексей Портанский

Чем вызвана острота ситуации вокруг выборов нового гендиректора организации

0
3332
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
3247
У нас

У нас

0
3237
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
3460

Другие новости