0
222
Газета Печатная версия

25.06.2025 20:30:00

«В недрах русской тюрьмы…»

Рожденная тайком и в неволе рукопись Даниила Андреева дошла-таки до тысяч людей

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним – Геннадий Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: даниил андреев, роза мира, мистика, проза, гулаг


22-12-1480.jpg
Корни этой розы на небесах, а лепестки –
всевозможные культуры и религии,
соединенные в одно целое.  Михаил Врубель.
Роза в стакане. 1904. ГТГ
Мои книги, написанные или пишущиеся в чисто поэтическом плане, зиждутся на личном опыте метаисторического познания. Концепция, являющаяся каркасом этих книг, выведена целиком из этого опыта.

Даниил Андреев

Книги власть не устраивали, и в 1947 году автора посадили в тюрьму. Там, «в недрах русской тюрьмы», он находил силы писать своих «Русских богов», «Железную мистерию» и «Розу мира».

В 1956-м, на свободе, вспоминая об этом времени, выдохнет:

В недрах русской тюрьмы

я тружусь над таинственным

 метром

До рассветной каймы

в тусклооком окошке моем.

Малый Левшинский, 5 (старая Москва)

В автобиографии, представленной командованию в начале июня 1943 года, он писал, что родился в семье писателя Леонида Андреева, что после смерти матери, внучки поэта Тараса Шевченко, был взят на воспитание ее сестрой – его теткой и крестной матерью Елизаветой Добровой, женой доктора Филиппа Доброва, проживавшей в Москве.

Евфросинья Варфоломеевна, узнав о смерти младшей дочери Александры, немедленно выехала в Берлин. В квартире на Герберштрассе, 26 царило неизбывное горе, потерявший любимую жену Леонид Андреев ходил как потерянный. С двумя детьми Вадимом и Даней управиться одному было трудно, решили, что бабушка увезет младшего в Москву к старшей дочери Елизавете.

Старый московский дом номер 5 по Малому Левшинскому переулку станет для Даниила родным. В этом угловом кирпичном двухэтажном доме, вспоминал Андрей Белый, ему не раз приходилось сиживать с Леонидом Андреевым и Борисом Зайцевым; здесь бывали Максим Горький и Иван Бунин, Александр Скрябин и Федор Шаляпин; желанными гостями были артисты МХТ.

Главу дома, Филиппа Александровича, работавшего в Первой градской больнице, знала вся Москва, он полностью оправдывал свою фамилию – от пациентов не было отбоя. Но главным человеком для маленького Даниила была бабушка, по словам старшего брата Вадима, «высокая, строгая, властная», а для него добрая, прощающая все его шалости, не чающая души в осиротевшем внуке. Она была глубоко верующим человеком, через год, в марте, крестила Даню в храме Спаса Преображения на Песках на Арбате.

Встречи со знаменитым отцом были нечастыми – особой близости с ним не возникло, – а с 1917 года и вовсе прекратились: в начале декабря Финляндия провозгласила свою независимость и отделилась от России, и Леонид Андреев, живший в финском поселке Ваммелсуу, оказался в эмиграции, где и умер через два года.

Урасовская династия (проба пера)

Сочинять Даня начал довольно рано, лет с восьми. Конечно, это нельзя было назвать прозой в общепринятом понимании. Это было повествование, весьма развернутое, фантастическое и сказочное: мальчик писал о некой стране мышей – Мышинии, в которой правили императоры, образовавшие целую «Урасовскую династию». Каждого императора юный сочинитель наградил не просто именем, а именем говорящим – прозвища Поэт, Победитель, Тихий выражали особенности эпохи, в которую они правили. Был среди них и повелитель, которого прозвали Чудотворец или Пророк, потому что «он предсказывал погоду, жизнь того или другого мыша и вообще творил «чудеса» – по словам мышей». А «Урас Иждыгар славный был император: любил свою родину, заботился о ней и, – подчеркивал юный сочинитель, – исполнял заповеди Божьи».

Свое новое сочинение Даня назвал фантастической эпопеей «Юнона», отнесся к нему с основательностью и серьезностью взрослого литератора: снабдил предисловием, в котором, в частности, писал: «Автор сочинения «Юнона» имел целью позабавить молодежь (Андрееву в это время было около 11 лет! – Г.Е.) своеобразной и оригинальной выдумкой «мой собственный мир». Еще никто из деятелей литературы не старался и не пробовал написать хоть небольшой рассказ на эту тему».

Но он не только сочинял тексты о загадочных фантастических мирах и планетах, но и рисовал, запечатлев в своих рисунках смешные события, случавшиеся в доме Добровых и гимназии Репман, в которой учился и в которой за свои невинные шалости был прозван соучениками «Рейнеке-Лис» по имени героя одноименной поэмы Гете, наделенного хитростью, умом и изворотливостью, помогавшими ему выпутываться из самых, казалось, безнадежных жизненных ситуаций.

В гимназию поступил в 17-м году, окончил в 23-м, одна эпоха сменила другую через месяц после его зачисления в одно из лучших учебных заведений Москвы (среди ее выпускников были академики Колмогоров и Черепнин).

О Блоке, Гумилеве, Волошине и Боге (разговоры 30-х)

Он давно выбрал свой путь и после гимназии поступил в «Брюсовский институт», как называли в то время Высший литературно-художественный институт имени Брюсова. Но, недоучившись, ушел с третьего курса. Полученных знаний хватило, чтобы заниматься мелкой литературной работой – сочинять популярные очерки для детей, писать рецензии.

В 1929 году по просьбе издательства «Федерация» составил комментарии к сборнику «Реквием», посвященному памяти отца. Вместе с ним над сборником работала писательница и редактор Евгения Беклемишева, «Реквием» увидел свет в 1930 году.

Постоянную литературную работу он нашел в редакции заводской многотиражки «Мотор» на заводе «Динамо». Должность называлась «литературный правщик», но она была ему не по душе, в итоге Андреев развернулся и ушел «по собственному желанию». Дома в столе лежал роман «Грешники», начатый (так и оставшийся незаконченным) еще перед поступлением в Брюсовский. Писал ночами, иногда приходили и стихи, в письме Вадиму он сообщил, что «за них попал в Союз Поэтов», но печататься не спешит – «слишком занят прозой и учением».

Почувствовав себя совершенно непригодным к скучной и неинтересной газетной поденщине, устроился художником-оформителем, выполнял всевозможные заказы московских музеев, а по ночам возвращался к стихам:

Мне радостно обнять 

чеканкой строк,

Как влагу жизни – кубком пира,

Единство цели, множество 

дорог

В живом многообразье мира.

И я люблю – в передрассветный 

миг

Чистейшую, простую негу:

Поднять глаза от этих 

мудрых книг

К горящему звездами небу.

Как радостно вот эту 

весть вдохнуть –

Что по мерцающему своду

Неповторимый уготован путь

Звезде, – цветку, – душе, – 

народу.

Через некоторое время его приняли в Горком художников-оформителей, и таким образом он вернулся в советский социум 30-х годов.

В это время он познакомился с Виктором Василенко. Виктор учился на искусствоведа и тоже писал стихи. Он приходил в Малый Левшинский, друзья засиживались допоздна, говорили и не могли наговориться. «Эти вечера, – вспоминал Василенко, – были наполнены разговорами о поэзии, о Блоке, о Волошине, о Гумилеве… О Боге».

В 1937-м Даниил познакомился с Аллой Андреевой, она работала корректором, но мечтала стать художником. У обоих был неудачный опыт семейной жизни, почувствовав родственные души, они потянулись друг к другу. Она станет его ангелом-хранителем, преданной и любящей женой, сохранит все рукописи и сделает все возможное, чтобы его наследство стало доступным читателю новой России.

Голос из хора («Разве душу не Ты опалил…»)

В силу характера и в силу таланта – «группа крови» была совершенно особой – всегда стремился быть свободным и внешне, и внутренне в несвободной стране. В новую эпоху он не вписался: эпоха требовала «Время, вперед!» (Катаев), эпоха требовала сочинять романы и повести о новой счастливой крестьянской жизни и передовиках производства, а он в это время выдохнет: «Вся жизнь как изморозь. Лишь на устах осанна…»

Поэт, писатель-мистик, визионер, писатель с особым видом сознания, особым мировидением, миросозерцанием и мирочувствованием, не просто не хотел – по своему природному писательскому веществу не мог сочинять ни о «брусках» (Панферов), ни о «цементе» (Гладков), ни о «гидроцентралях» (Шагинян). Был не антисоветским, а несоветским писателем. Не шел в ногу с другими – выбивался из строя.

Одинаково чужды были ему как комсомольские агитки Безыменского и «Кодекс конструктивизма» Сельвинского, так и стихи Тихонова, Багрицкого или Светлова. Алла Андреева вспоминала о его любви к Гумилеву. В стихотворении, так и названном – «Гумилев», он писал:

Разве душу не Ты опалил

Жгучим ветром страны 

полуденной,

Мое сердце не Ты ль закалил

На дороге, никем 

не пройденной?..

И в 20-е, и в 30-е годы сочинял не гражданские стихи, насыщенные революционным пафосом, не бравурные марши и шумные агитки, а «Песню о Монсальфате» (замок Святого Грааля), не рифмующуюся с окружающей действительностью первых пятилеток, и стихи, далекие от героической романтики: «Свершилось! / Гремит по горам Елеонским / Хвалебный «Te Deum» из тысячи уст: / Бегут сарацины. / Под топотом конским – / Вопли раздавленных, скрежет, хруст…»

С первых своих сочинений – и в стихах, и в прозе – Даниил Андреев всегда был голосом из хора, голосом вне хора, голосом, отличающимся от других.

И пока одни «поднимали целину», а другие мечтали о «городе-саде», он писал роман «Странники ночи», действие которого разворачивалось на протяжении нескольких ночей, – метафорически название прочитывалось как странствие героев через эти ночи страшного 37-го года.

Долг и обязанность (желание пользы)

Его мобилизуют в октябре 1942 года, но по состоянию здоровья признают негодным к строевой службе. В 1943-м, в январе, два дня и две ночи по замерзшему Ладожскому озеру в составе 196-й Краснознаменной стрелковой дивизии, перейдет через Карельский перешеек и войдет в осажденный Ленинград.

«Родина смотрела на каждого из нас…» – напишет он в поэме «Ленинградский апокалипсис», вглядываясь в солдат, шедших «по льду… без слов, без слез в молчании», через снежную грозу, мороз и колючий, пронизывающий до костей ветер.

Поэма войдет в книгу «Русские боги», объединенную общей темой и идеей, – здесь будут и циклы стихотворений, и поэтические симфонии, и поэмы в прозе. Он назовет их «звеньями неразрывной цепи», а саму книгу – «поэтическим ансамблем», усматривая в ней «черты сходства с ансамблем архитектурным». Он начнет работать над этой книгой в конце 1940-го, закончит в начале 1950-х, но при жизни ни одной строки из нее опубликовано не было.

В автобиографии 1943 года напишет: «Германский фашизм я не могу рассматривать иначе как реакционную силу, посягающую на самое существование русской культуры, на самостоятельное бытие русского народа, живым членом которого себя чувствую и сознаю». Своим долгом и обязанностью считает «включиться в… общую освободительную борьбу», несмотря на освобождение медкомиссией от «марша и физ. работы» – хочет принести пусть и небольшую, но реальную пользу и потому, что некоторые «усвоенные… с детства и укоренившиеся навсегда» моральные взгляды «диктуют... не избегать ни опасностей, ни открытой борьбы».

Но в открытую борьбу вступить не пришлось, комиссия определит его в дивизионные писари, но в писарях он проходит недолго: вскоре должность упразднили и его зачислили в погребальную команду. Он хоронил убитых и, как рассказывала Алла Андреева, читал над ними заупокойные молитвы.

Было тяжко и горько, но он не жаловался, терпеливо нес свою ношу. В августе угодил в госпиталь: застарелая болезнь свалила с ног, боли в спине мучили и днем, и ночью. В госпитале узнал о своем награждении медалью «За оборону Ленинграда».

По указу 1947-го («Не заговорщик я, не бандит…»)

День Победы он встретил в Москве и вновь взялся за перо – вернулся к прерванной войной работе над романом «Странники ночи».

Отдельные главы читал некоторым друзьям и знакомым, среди знакомых нашелся один, который донес в органы. Там роман прочитали и обвинили автора в подготовке покушения на Сталина. Все рукописи, письма, дневники уничтожили, чудом сохранится несколько черновых набросков – многостраничная рукопись останется только в пересказе его вдовы. Это с ее слов мы знаем, что роман задумывался как развернутое произведение о жизни московской интеллигенции 30-х годов, ее духовных исканиях. «Роман, – вспоминала Алла Андреева, – был написан удивительным, богатым и очень ритмичным языком. Его можно было бы даже назвать поэмой в прозе… И там была совершенно необыкновенная Москва… живой, многоплановый и очень трагический город… со всем бытом конца 30-х годов, тяжелый, нищий, с ее трамваями, крысами и коммуналками. И конечно, с ее ночными арестами…»

Его арестовали 23 апреля 1947-го, обвинили «в создании антисоветской группы, антисоветской агитации и террористических намерениях» и в соответствии с УК РСФСР Особое совещание вынесло приговор: 25 лет. По вменяемым статьям могли расстрелять, но по новому майскому указу 1947-го смертную казнь отменили, заменив ее заключением на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях. 19 человек – жену, родственников, друзей – приговорили к разным срокам от 10 до 25 лет.

В 1949 году, полуживого, из Лефортова перевели во Владимирскую тюрьму, так называемый Владимирский централ; одна тюрьма другой стоила – в Лефортове при допросах применяли пытки, Владимирская тюрьма была в особом ведении МВД, там содержали «шпионов», «террористов», уцелевших эсеров, троцкистов и анархистов.

И арест, и допросы, и тюрьма переплавятся в стихи:

…Не заговорщик я, не бандит, –

Я вестник другого дня.

А тех, кто сегодняшнему 

кадит –

Достаточно без меня.

В начале было Слово… (озарения)

Он всегда жил чрезвычайно полной и насыщенной духовной жизнью и не раз испытывал переживания, которые называл «мистическими озарениями». Таких озарений было несколько, первое случилось в августе 1921 года, когда ему не было еще и 15 лет. В мечтаниях без всякой цели он добрел до Волхонки, замер перед храмом Христа Спасителя – и вдруг перед ним открылся, как он напишет в «Розе мира», «бушующий, ослепляющий, непостижимый мир, охватывающий историческую действительность России в странном единстве с чем-то несоразмеримо большим над ней». Этим миром – «образами и идеями, постепенно наплывавшими оттуда в круг сознания» – будет жить на протяжении многих лет, из этого мира взрастут многие темы и идеи, пронизывающие его творчество.

Другое мистическое озарение он испытал, уже будучи молодым человеком, весной 1928 года. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Большом Левшинском переулке после пасхальной заутрени остался на раннюю обедню. Когда начали читать Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», случится описанное им в «Розе мира»: «Внутреннее событие, о котором я говорю, было и по содержанию своему, и по тону совсем иным, чем первое: гораздо более широкое, связанное как бы с панорамой всего человечества и с переживанием всемирной истории как единого мистического потока, оно сквозь торжественные движения и звуки совершавшейся передо мной службы дало мне ощутить тот небесный мир, в котором вся наша планета предстает великим Храмом, где непрерывно совершается в невообразимом великолепии вечное богослужение просветленного человечества».

Озарения, свободные от метафизического ужаса, были пережиты и гораздо позднее в тесной камере Владимирской тюрьмы.

Там же он начнет работать над религиозно-мистическим сочинением «Роза мира» – работать тайком, урывками, опасаясь, что рукопись при обысках может быть найдена и уничтожена.

В книге, которой он отдаст восемь лет своей жизни, как в симфонии, сольются все его идеи и образы, с которыми он жил на воле и в неволе и которые хотел воплотить в слове.

Он возведет этот духовный опыт к пережитым им озарениям, испытанным в разные годы жизни. И поэтому «Роза мира» – не роман, не повесть, не чисто богословское сочинение, эта книга предстает перед нами как самый необычный литературный памятник XX века, в котором тесно переплетены история и искусство, философия и религия, психология и поэзия.

Если рукопись будет уничтожена… (завещание)

В апреле 1957-го он вдохнул весенний воздух свободы, а в июне Верховный суд отменил все обвинения и полностью его реабилитировал. О пересмотре дела просили Корней Чуковский, Виктор Шкловский, Константин Симонов и другие известные советские писатели.

Он был тяжело болен и понимал, что жизнь была прожита, так или иначе, но прожита, и в последнее время состояла из недомоганий и болезней, но он нашел в себе силы дописать цикл стихотворений «Сказание о Яросвете», завершить поэму в прозе «Изнанка мира» и поставить последнюю точку в «Розе мира»: «Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах».

Слова звучали как завещание, завещание Алла Александровна исполнила: первое издание увидело свет в 1991 году.

Рукопись дошла.

Не скажу, что до миллионов читателей, но тысяч – точно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Шел до тех пор, пока не был ранен

Шел до тех пор, пока не был ранен

Арсений Анненков

К 60-летию публикации повести Виктора Курочкина «На войне как на войне»

0
2921
Его осуждали даже уголовники

Его осуждали даже уголовники

Александр Хорт

Бурная биография двоюродного брата писателя Юрия Трифонова

0
581
Кот в филармонии

Кот в филармонии

Андрей Лобов

Приятно вдохнуть сырости и свежести, пропитаться в очередной раз ею насквозь

0
506
Проснувшийся в лифте

Проснувшийся в лифте

Ольга Камарго

Cтанете жить – начнете понимать, как устроена реальность

0
652

Другие новости