![]() |
Наум Коржавин поэт социальный, и лирика у него – гражданская. Фото РИА Новости |
«Затем я отправился в галерею Мориса Лурье. Там заседала культурная секция. Должен был выступать Рувим Ковригин. Помнится, Ковригин не хотел участвовать в симпозиуме. Однако передумал.
Еще в дверях меня предупредили:
– Главное – не обижайте Ковригина.
– Почему же я должен его обижать?
– Вы можете разгорячиться и обидеть Ковригина. Не делайте этого.
– Почему же я должен разгорячиться?
– Потому что Ковригин сам вас обидит. А вы, не дай господь, разгорячитесь и обидите его. Так вот, не делайте этого.
– Почему же Ковригин должен меня обидеть?
– Потому что Ковригин всех обижает. Вы не исключение. В общем, не реагируйте, Ковригин страшно ранимый и болезненно чуткий.
– Может, я тоже страшно ранимый?
– Ковригин – особенно. Не обижайте его. Даже если Ковригин покроет вас матом. Это у него от застенчивости…
Началось заседание. Слово взял Ковригин. И сразу же оскорбил всех западных славистов. Он сказал:
– Я пишу не для славистов. Я пишу для нормальных людей…
Затем Ковригин оскорбил целый город. Он сказал:
– Иосиф Бродский хоть и ленинградец, но талантливый поэт…
И наконец Ковригин оскорбил меня. Он сказал:
– Среди нас присутствуют беспринципные журналисты. Кто там поближе, выведите этого господина. Иначе я сам за него возьмусь!»
Описание яркое, хотя надо делать, разумеется, скидку на то, что перед нами все-таки именно персонаж, причем персонаж художественного произведения. Мало того, персонаж художественного произведения, написанного Сергеем Довлатовым, а Довлатов с персонажами и прототипами обращался довольно, сформулируем так, вольно. Однако продолжу цитату:
«Потом состоялась дискуссия. Каждому участнику было предоставлено семь минут. Наступила очередь Ковригина. Свою речь он посвятил творчеству Эдуарда Лимонова. Семь минут Ковригин обвинял Лимонова в хулиганстве, порнографии и забвении русских гуманистических традиций.
…
– Время истекло, – повторил модератор,
Ковригин не уходил.
Тогда Лимонов обратился к модератору:
– Мне тоже полагается время?
– Естественно. Семь минут.
– Могу я предоставить это время Рувиму Ковригину?
– Это ваше право.
И Ковригин еще семь минут проклинал Лимонова. Причем теперь уже за его счет».
А я помню несколько иного Коржавина. На семинаре поэзии в Литинституте (год, кажется, был 1990-й). Никого он там особо не обижал, был деликатен и вежлив. Впрочем, одно дело коллеги (их не жалко) и совсем другое дело – ученики и студенты. Тут и впрямь лучше проявить такт.
В стихах, разумеется, деликатность, вежливость и такт только мешают.
А у Коржавина не то чтобы нет или мало сугубой лирики, но все-таки он поэт социальный и лирика его в прямом и хорошем смысле гражданская. Даже если перед нами лирика, как я уже говорил, сугубая:
В наши трудные времена
Человеку нужна жена,
Нерушимый уютный дом,
Чтоб от грязи укрыться в нем.
Прочный труд и зеленый сад,
И детей доверчивый взгляд,
Вера робкая в их пути
И душа, чтоб в нее уйти.
В наши подлые времена
Человеку совесть нужна.
Конечно, поэт Коржавин разошелся на цитаты. Мало кто помнит автора, но многие и очень многие любят повторять («задумчиво-грустно», как будто сами и сочинили):
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони – всё скачут и скачут.
А избы – горят и горят.
Самым известным, наверное, стихотворением Коржавина является текст про то, что в России лучше никого не будить, ни декабристам Герцена, ни тем более всем остальным – всех прочих («Мы спать хотим… И никуда не деться нам / От жажды сна и жажды всех судить…/ Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!.. / Нельзя в России никого будить...»)
Закончить же я хочу другими стихами, стихами бесшабашными, но, увы, совершенно точными:
Мне каждое слово
Будет уликою
Минимум
На десять лет.
Иду по Москве,
Переполненной шпиками,
Как настоящий поэт.
Не надо слежек!
К чему шатания!
А папки бумаг?
Дефицитные!
Жаль!
Я сам
Всем своим существованием –
Компрометирующий материал!
Настоящие стихи всегда такие, они всегда – компромат.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать