0
128
Газета Печатная версия

05.11.2025 20:30:00

Мифотворец-пророк Велимир Хлебников

Драматург Ольга Займенцева о том, как оказалась «на крючке», и о судьбе Первого председателя земного шара

Тэги: драматургия, пьеса, хлебников

Ольга Константиновна Займенцева – сценарист, драматург, поэт, журналист, общественный деятель. Родилась в Астрахани. Окончила Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Сооснователь киношколы для людей с инвалидностью «Без границ». Автор публикаций в журналах «Смена», «Кольцо А», «Лиtеrraтура», «Дагестан», «Урал». Лауреат сценарной премии «Слово» имени Валентина Черных. Живет в Москве.

41-10-1480.jpg
Графическая работа Ольги Займенцевой
«Странствия Велимира» хранится
в Доме-музее Велимира Хлебникова
в Астрахани.  Фото из архива автора

В Санкт-Петербурге на фестивале Литературного музея «XX век» «Текст в контексте» были представлены две пьесы Ольги ЗАЙМЕНЦЕВОЙ о Данииле Хармсе и Велимире Хлебникове в рамках программы, посвященной 120-летию и 140-летию писателей соответственно. С их автором о слиянии поэзии, драматургии и науки побеседовала Елена ЛОГИНОВА.


– Ольга Константиновна, вы недавно написали пьесу-байопик о поэте-словотворце Велимире Хлебникове. Не страшно было в эту пучину нырять?

– Нет, я крепко подумала, прежде чем приступать к работе, понимая, что это будет долгий заплыв с глубоким погружением. Но я осознала, что мне это чрезвычайно интересно, и еще я люблю ставить перед собой сложные задачи. Надо было подойти к изучению биографии и литературного наследия самого загадочного и непонятого поэта Серебряного века и написать о нем увлекательно. Полгода я только изучала материал и еще столько же создавала текст пьесы, не прекращая изучения. Сейчас, когда пьесу опубликовали в журнале «Урал», понимаю, что я до сих пор «на крючке», Велимир меня не отпускает. Впрочем, эта участь постигла почти всех исследователей Хлебникова. Это личность такого масштаба, что невозможно пройти мимо или ухватить только краешек, ведь он – целая вселенная.

Когда человек, которому Хлебников был неинтересен, сказал мне, что он с удовольствием прочитал пьесу, это было неожиданно и приятно. Даже дороже, чем признание профессионального сообщества. Я постаралась написать пьесу не только для группы знатоков-интеллектуалов, но и для широкого читателя/зрителя, который о Хлебникове даже не слышал.

– Что больше всего удивило вас в биографии писателя?

– Пожалуй, то, что он сделал научные открытия вне литературы, в частности в физике, и более того, он предвидел будущее, многое ему удалось предсказать при помощи математических расчетов, даже свою смерть: «Люди моей задачи умирают в 37 лет». В физике он открыл то, что называют волновой теорией света. В то время Хлебников не мог подтвердить эту теорию экспериментально, но спустя много десятилетий это открытие официально сделали именитые ученые. Хлебников был первым и в теории волновой природы электрона. Много лет спустя официально это открытие сделал французский физик Луи де Бройль. Явление пульсации Солнца, о котором писал Хлебников, открыли только к концу 1970-х годов. Напомню, что Велимир умер в 1922 году.

Он предвидел появление интернета: «Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество. Около главного стана Радио, этого железного замка, где тучи проводов рассыпались точно волосы, наверное, будет начертана пара костей, череп и знакомая надпись: «Осторожно», ибо малейшая остановка работы Радио вызвала бы духовный обморок всей страны, временную утрату ею сознания».

Еще показалось удивительным то, что Владимир Маяковский называл Велимира своим учителем. И правда, Хлебников в литературе так много сделал, что ручейки от его открытий уже продолжили следующие поколения писателей. И это было множество ручейков, он стал первооткрывателем, а последователи продолжали разработку начатых им направлений в литературе.

– Почему тогда Маяковского знают все, а Хлебникова только литературоведы и небольшая группа почитателей?

– Потому что Хлебникова в советский период практически не издавали, да и в постсоветский период тоже не особенно популяризировали его творчество. И это по сравнению с тиражами Маяковского была капля в море. Хотя современная молодежь сегодня наверняка знает хуже творчество Маяковского, чем, например, поколение молодежи 1980-х годов. К сожалению, писателей Андрея Платонова и Леонида Андреева тоже плохо знают сегодня. Хотя все они, по моему мнению, должны быть на одной полке с Чеховым, Достоевским, Толстым… По крайней мере на моей книжной полке они все вместе.

– Почему Хлебников, как вы к нему пришли и чем он вам так интересен?

– Со стихами Хлебникова я знакома давно, когда я задумала писать пьесу, судьба свела меня с хлебниковедом Александром Ефимовичем Парнисом. Он благосклонно меня принял и привел в Институт мировой литературы, где я познакомилась и подружилась с замечательными литературоведами. Велимир говорил, что мы связаны невидимыми нитями, и как он был прав!

Я сразу полюбила его стихи. Давным-давно, в начале нулевых годов, кто-то из астраханских друзей подарил мне сборник стихов Хлебникова. Это была аккуратная книжечка в обложке цвета слоновой кости с изображением совы. Как потом оказалось, эта улыбчивая сова была нарисована самим Велимиром, а стихами я была просто очарована. Когда переезжала из Астрахани, из книг прихватила с собой только этот сборник. Он был составлен с большой любовью, проиллюстрирован графикой Велимира и издан к 100-летию поэта в Нижне-Волжском книжном издательстве. И это была та самая капля, которая попала мне в кровь. Может быть, этот сборник тиражом 10 тысяч экземпляров был издан для того, чтобы я через много лет написала пьесу о Велимире.

– С чем связано то, что Хлебникова так плохо знают на родине?

– Родина Велимира – это весь мир. Как я уже сказала, его в советский период почти не издавали, а совсем недавно был издан его многотомник. Кроме того, он неординарный и его смехачи, кузнечик вызывали недоумение у многих неподготовленных к подобному словотворчеству читателей. А подготовка необходима, это так же, как с «Черным квадратом» Малевича. Этот привычный вопрос: где тут искусство? Но можно ведь просто объяснить, что это произведение нужно рассматривать в контексте мирового искусства, что это не просто закрашенный черным холст, это манифест.

Что же касается Хлебникова, он раскрывал внутренние возможности слов. Надо сказать, что футуризм – направление в искусстве, о котором тоже плохо знают, хотя в 20-х годах прошлого столетия кто только в этом направлении не работал. Малевича и Маяковского все знают, а вот Ларионова с Гончаровой и Кручёных – единицы…

– Какова роль Хлебникова в литературе? Что именно он в нее привнес и создал?

– Начнем с того, что он – один из основоположников русского футуризма. Он буквально создал новый язык, заумный язык, тот, что за умом, то есть на границе ума, сознания и подсознания. Он – мыслитель, ученый, художник, созерцатель, первооткрыватель. Велимир – автор не менее 12 тысяч неологизмов! И слово «заумь» придумал он. Заумь, или заумный язык, – литературный прием, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Он сделал много не только для обогащения языка, но и для естествознания. В частности, занимался орнитологией; кстати, его отец Владимир Хлебников – исследователь флоры и фауны Нижнего Поволжья – был основателем Астраханского заповедника.

– Отразить творчество писателя в одном произведении невозможно, какой аспект выбрали вы?

– У меня пьеса-биография. Я прошлась по его творческому пути. Велимир был неутомимым путешественником и ученым. Он проехал много тысяч километров, добрался до Ирана, хотел попасть в Индию, но ему не удалось это. Путешествовал по степи... Но самое главное, на чем я построила повествование, это победа над смертью. Велимир хотел ее победить и многое для этого сделал. Он окончил свой земной путь, но продолжает путешествовать в иных измерениях.

– Если бы можно было одной фразой или одним словом дать характеристику его личности, что бы это было за слово или фраза?

– Священник цветов (гуль-мулла – пророк) – так прозвали его персы, а сам он себя провозгласил Первым председателем земного шара, так его и называли друзья. И то и другое верно. Во время его путешествия по Ирану местные жители называли его русским дервишем; как известно, дервишами называли странствующих монахов, аскетов. Его там везде принимали с почтением, старались накормить, а на родине были тяжелые времена, у него не было своего дома.

Он разослал письма выдающимся людям того времени, но никто ему не ответил, может, его посланий не получили. Но если бы они откликнулись тогда на призыв Велимира сделать устроение мира таким, как он предлагал, скорее всего мир был бы иным. Я думаю, многое открылось бы, если бы мы могли расшифровать то, что нам Велимир оставил в своих рукописях.

– Хлебников писал и жил в начале прошлого века. Можно ли провести какие-то параллели между литературой того времени и литературой нашего времени? В чем сходство и в чем различия?

– Да, безусловно, мы тоже живем в эпоху перемен, «тектонических сдвигов», международных конфликтов, что не может не сказаться на философской мысли и соответственно на литературе. Иногда кажется, что последние времена настали. Как и Велимиру тогда, наверное, казалось, ведь шла Первая мировая война, а он, потрясенный происходящим, решил победить смерть. Написал пьесу в стихах «Ошибка Смерти», в этой пьесе сама Смерть погибает… Ее хотел поставить Мейерхольд, но так и не осуществил задуманное. А поэт занялся математическими расчетами, которые привели его к мысли о цикличности событий. То есть с неким интервалом происходят войны и соответственно падения и возвышения государств. Он имел обширные познания в точных науках, учился в двух университетах: в Казанском – на математическом отделении физико-математического факультета (он вдохновлялся трудами Лобачевского), в Санкт-Петербургском университете – сначала на естественном факультете, затем на историко-филологическом. Мне кажется, что его переходы с факультета на факультет были необходимостью для его изысканий, ему нужно было ознакомиться с основами разных дисциплин, чтобы подходить к глобальным вещам. Он же об устроении мира мыслил, можно сказать, имел дерзновение постичь непостижимое. Кроме того, он был еще и прекрасным художником. Он сам не иллюстрировал свои произведения, но его графика прекрасно сочетается с его стихами.

– Вам хотелось бы оказаться в том периоде, в котором творили Маяковский, Хлебников, Ахматова?

– Мне однажды друг сказал: «Ели бы ты родилась 100 лет назад, ты бы тусила с представителями Серебряного века». И я с ним согласна. К 140-летию Велимира Хлебникова в Научной библиотеке и мемориальном музее «Дом А.Ф. Лосева» состоится читка моей пьесы-байопика «Велимир». В читке примет участие заслуженный артист России Александр Рубцов. Также там же будет представлена графика заслуженного художника РФ Степана Ботиева, автора иллюстраций к произведениям Хлебникова и памятника поэту, установленному в степи Калмыкии.  

Продолжение темы читайте здесь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мир без посторонних

Мир без посторонних

Арсений Анненков

У пьесы Александра Вампилова «Старший сын» в этом году юбилей

0
3911
Чтобы проще лезть на стену

Чтобы проще лезть на стену

Анна Аликевич

Про забавный минимализм с верой в сказку и миф

0
672
На восклицательных знаках

На восклицательных знаках

Елена Кукина

Полное собрание сочинений Валерия Дунаевского было прочитано на одном вечере

0
324
Велком шаурма

Велком шаурма

Михаил Любимов

Фрагмент готовящейся к выходу книги «Товарищ Ким Филби versus мистер Джеймс Бонд»

0
846

Другие новости