0
53
Газета Печатная версия

10.12.2025 20:30:00

О чем ты воешь, ветр ночной

Федор Тютчев сердился, когда его прилюдно или в печати называли поэтом

Тэги: история, тютчев, пушкин


46-13-2480.jpg
Тютчев не был интровертом.
Фотография Сергея Левицкого. 1860–1861
Книга состоит из восьми глав-очерков (написанных в разное время) и одноактной пьесы. Олег Мраморнов, филолог, поэт, переводчик (в частности, он переводил черногорского поэта митрополита Петра Негоша), много лет сотрудничал со Светланой Долгополовой, хранителем, научным сотрудником музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева, и глубоко погрузился в изучение жизни и творчества поэта. Одна из глав книги «Тютчев в дни юбилея Карамзина» является републикацией совместно с Долгополовой подготовленного сообщения («Наше наследие», 2017, № 121). Из этого текста читатель узнает о принадлежащей Тютчеву большеформатной книге «Торжественное собрание Императорской Академии наук 1-го декабря 1866 года, в память столетней годовщины рождения Н.М. Карамзина». Тютчев, сообщает автор, был избран членом-корреспондентом Академии наук в 1857 году. На торжествах были прочитаны стихи Тютчева, Вяземского, статьи Вяземского, Погодина.

Каждая глава книги Мраморнова открывает что-то новое в истории русской литературы или помогает вспомнить забытое, связать одно событие с другим, сопоставить факты. Вот, например, Вяземский (родственник и воспитанник Карамзина) – один из самых близких друзей Пушкина, бессменный адресат его писем – знаком с Тютчевым в уже совсем иное время. А Тютчев первые свои стихи опубликовал в пушкинском «Современнике». Связь времен, связь имен делает погружение в историю отечественной культуры кроме всего прочего очень увлекательной.

Книга названа «Таинственный Тютчев», чувствуется, что автор проникнут желанием как можно внимательнее вглядеться в образ поэта, как можно лучше понять его стихи. В главе «Жить в себе самом» Мраморнов говорит: «Интровертом Тютчев не был – он писал пространные и откровенные письма, был разговорчив, изящно шутил, острил на людях, в обществе, а в стихах говорил о чем-то другом, потаенном». Интересный факт: Тютчев «не выносил разговоров о собственном стихотворчестве, сердился, когда его прилюдно или в печати называли поэтом». И свои стихотворения, присланные в «Современник», подписал «Мюнхен. Ф.Т.».

В предисловии автор сообщает, что жизнь Тютчева делится на три периода: декабрь 1803 – лето 1822 (Россия), 1822–1844 (Европа), 1844–1873 (Санкт-Петербург). И наиболее плодотворным в творческом отношении был средний период. В главе «Ночные стихи» Мраморнов анализирует стихотворения, написанные в конце двадцатых годов, в частности «О чем ты воешь, ветр ночной?»:

Про древний хаос, про родимый

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Что значит «родимый» в представлении Тютчева? А «хаос», «бездна», «ночь»? Исследователь пишет: «В ветреной ночи возникает напоминание и представление о родимом хаосе, который древнее всего. Родимый здесь – порождающий».

46-13-12250.jpg
Олег Мраморнов. Таинственный
Тютчев: путешествия, стихи,
романы. – М.:
Спасское дело, 2025. – 188 с.
Мраморнов в книге не раз обращается к работам предшественников, занимающихся творчеством Тютчева (Соловьев, Коневский, Мережковский), с кем-то он соглашается, с кем-то нет. Так, ведет он диалог и с поэтами Серебряного века: с Блоком, Брюсовым, Вяч. Ивановым. С Брюсовым автор скорее полемизирует – не соглашается, что Тютчева «влекло все хаотичное». В главе «В страдательном залоге», посвященной в основном любовной лирике, Мраморнов приводит слова Оцупа, тоже не во всем согласного с Брюсовым (здесь обсуждается любовь как «поединок роковой»): «Поединок этот сопровождается и другими чувствами, Брюсову чуждыми. Их вплетение в страсть изменяет ее случайный и внешне бурный характер, делая ее болезненно впечатлительной, трагической и глубокой». «Таинником ночи» называл Тютчева Вяч. Иванов, с этим Мраморнов вовсе не спорит, как не спорит и с утверждением о близости Тютчева к Новалису (на это, говорит автор, указывал и Владимир Топоров). Автор ведет беседу, диалог и благодаря этому создается полифония, многоголосие.

Вот еще один пример диалога, в данном случае диалога культур. В главе «Примите чашу» рассказывается о чешском поэте Вацлаве Ганке (1791–1861). Тютчев познакомился с ним в Праге, где побывал со второй женой Эрнестиной, ему посвящены стихи. В этой главе Мраморнов пишет об истории Чехии, о Яне Гусе, о «чашечниках», о борьбе против «папства». Тютчев не был противником католицизма, но папства не признавал. По стихам Тютчева видно, что он хорошо знал о сражении у Белой Горы (очень важном в истории Чехии). В стихотворении «Славянам» это звучит так: «Еще болит от старых болей / Вся современная пора… / Не тронуто Коссово поле, / Не срыта Белая Гора!». Мраморнов предполагает, что о Косово Тютчев вполне мог знать от собеседника и единомышленника, писателя-путешественника Ковалевского, близкого друга Петра Негоша. Памяти Ковалевского, пишет автор, Тютчев посвятил стихотворение, которое кончается словами: «Он на Руси был редкий человек».

Очень интересна глава «Шум вод». «Тютчев любил воду и не жаловал огонь и все от него производное: дым, золу, обгоревшие леса, выжженную землю. Огонь для него ассоциировался с силами разрушения». Автор подробно разбирает стихотворение «Безумие»:

Там, где с Землею обгорелой

Слился, как дым, небесный свод –

Там в беззаботности веселой

Безумье жалкое живет…

«Стеклянные очи безумия, вперяясь ввысь, как будто посыпаны раскаленным «пламенным песком», – пишет Мраморнов. Вода – иное. «Слышать шум вод – это значит познавать тайны природы…» – говорит Мраморнов и отмечает, что именно это умение находил Тютчев у Фета. В адресованном Фету стихотворении Тютчев пишет: «Иным достался от природы / Инстинкт пророчески-слепой – / Они им чуют, слышат воды / И в темной глубине земной…»

Особняком (но и не особняком!) стоит пьеса. Да, жанр обозначен – комедия. Но в пьесе, как и в прочих текстах, выбран факт биографии (в данном случае посещение Греции с особым поручением), даны некоторые исторические сведения. Во вступлении «От автора» сообщается: «Россия, Англия и Франция договариваются об учреждении Независимого Греческого государства…» Это в 1832 году. В 1833 году Тютчеву поручено привезти некое письмо молодому баварскому королю Оттону. Комедия называется «Курьер, или Чужое письмо». Комизм в том, что этот король на сцене и не появится, письмо это никому не нужно. Но Мраморнов пользуется случаем рассказать о молодом Тютчеве (ему 30 лет) в тот период, когда он уже встретил Эрнестину (будущую вторую жену), переживает разлад в семье, усталость от службы. И вот – многодневное морское путешествие. Как говорит автор в послесловии, это было самое продолжительное морское путешествие в жизни Тютчева. Рождались стихи, задумывался перевод второй части «Фауста» Гете. Все черновики (говорит в послесловии Мраморнов) позже сгорели в Мюнхене. Среди действующих лиц есть и молодой любознательный Дмитрий Поленов (третий секретарь), отец художника Василия Поленова, ставший внимательным читателем произведений поэта. Так, Мраморнов опять перекидывает мостик к будущему.

Эта книга, написанная филологом, поэтом и переводчиком, познавательна, увлекательна и поэтична (авторские развернутые комментарии тому пример). И, можно согласиться с издателем Мраморновым (однофамильцем автора), «переносит Федора Тютчева» из XIX века в «запутанный дискурс» середины 2020-х.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Что должен знать настоящий историк

Что должен знать настоящий историк

Михаил Стрелец

Дипломатия великих европейских держав в конце XIX века в работах профессора Льва Шнеерсона

0
1091
Южноафриканский рай для золотоискателей

Южноафриканский рай для золотоискателей

Алексей Соколов

О поразительных красотах, страшных событиях и кульбитах судьбы

0
1451
Стрела времени. Научный календарь, декабрь, 2025

Стрела времени. Научный календарь, декабрь, 2025

0
600
Несколько слов о «Слове…»

Несколько слов о «Слове…»

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

225 лет первой публикации поэмы о походе князя Игоря против половцев

0
1895