0
1924
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.07.2012 00:00:00

Агрессивная консервация режима

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский - доктор юридических наук, эксперт Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.


Ох, нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота...
Фото Reuters

Нет сомнений: то, что происходит в общественно-политической жизни страны в последние месяцы, займет свое место в учебниках истории в будущем. Может быть, будет сказано «агрессивная консервация», может быть, «агрессивное возвращение застоя», а может, еще что-то. У историков на самом деле сейчас появляется масса поводов для аналогий. Если не ходить слишком далеко, можно вспомнить середину и конец 1960-х.

Мало кто помнит, что тот период ознаменовался принятием целого ряда новелл к тогдашнему Уголовному кодексу, отражавших стремление тогдашнего руководства страны ужесточить режим, запугать возможных участников протестов. Появились новые статьи, например, 190-3 – «Распространение клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», 166-3 – «Участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, создающих препятствия в работе предприятий промышленности, транспорта и связи». Улавливаете знакомый мотив? Ну да, это была реакция на массовые протестные выступления – на забастовку в Новочеркасске, на забастовки и демонстрации в ряде других городов. Ужесточение режима почувствовали тогда и редакции газет, и органы псевдообщественных организаций… А ведь протестовали тогда по делу.

Прошло примерно 45 лет. Новости последних недель будто вызывают к жизни дух минувшей эпохи. Вроде бы и ситуация уже иная, и вроде бы мы уже попривыкли к вольностям, явленным нам в те самые 90-е (точно не в нулевые), а все же что-то давнее проступает. Вот нейтрализуется деятельность Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Совет в последние месяцы позволял себе уж слишком часто находить в действиях власти на разных уровнях покушения на базовые права. Президентская администрация пообещала, что его будут теперь подбирать по новой схеме, в частности, с помощью интернет-голосования. Трудно сомневаться в смысле этой новой схемы: администрация решила наполнить Совет по правам человека удобными ей людьми. Собственно, изменить что-либо в текущей законодательной и правоприменительной практике совету и без того удавалось не так уж много. Но, вполне вероятно, правящую группу, а может быть, и первое лицо стали раздражать сами по себе делаемые от имени совета заявления и упреки. Терпение, так сказать, иссякло.

Перечень событий из этого же ряда легко продолжить. В мае этого года однопартийное большинство Госдумы приняло поправки к закону, фактически выхолащивающие идею выборов губернаторов. С учетом установленных фильтров реальная конкуренция на этих выборах легко может быть исключена. При этом, стремясь законопатить все возможные щели и точнее выразить державную волю, депутаты от той же партии из региональных заксобраний почти повсеместно исключили самовыдвижение.

В начале июня то же большинство проголосовало за закон, дающий возможность объявлять незаконным любое неугодное власти собрание. Мнения оппонентов это большинство игнорировало достаточно демонстративно. Вне зависимости от данной законодательной инициативы в июне были отправлены за решетку 12 участников демонстрации 6 мая. У заявителей этой демонстрации проводятся обыски, их вызывают на допросы. Вопрос о том, какую ответственность должны нести власть и правоохранительные органы, организовавшие 6 мая на Малом Каменном мосту чудовищную давку, даже не встает. Избирательное правосудие стало уже столь же привычным явлением, как и явления первого лица во всех теленовостных выпусках по четыре (шесть) раз в день.

В последние недели серьезным поводом для обсуждения стал и проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности». Он предусматривает новые составы административных правонарушений, субъектами которых станут СМИ, осуществляющие «экстремистскую деятельность». Исходя из текущей правоприменительной практики, можно легко предположить: речь пойдет о любой критике российского политического режима.

Еще полгода назад эксперты размышляли над тем, какую стратегию выберет власть в свете требований о возвращении демократии. Сегодня вся российская демократия сейчас, в сущности, сводится к весьма зыбкому праву выходить на площади и немногочисленным независимым СМИ, в основном печатным (последним обстоятельством я сейчас и пользуюсь). И это в условиях, когда российское общество весьма неспокойно и значительный его сегмент, весьма широкий социальный слой, уже сознает, что его политические интересы нигде и никак не представлены!

Следует ли из этого вывод, что те, кто изыскивает в последнее время все новые поводы для ограничения прав, рассчитывают в основном на силовое подавление протестов? Пожалуй, да. Режим личной власти, сформировавшийся у нас в последнее десятилетие, как и всякий режим подобного типа, постоянно нуждается по крайней мере в трех вещах: регулярной массированной пропаганде, фальсификации выборов и выборочных репрессиях по отношению к оппонентам.

Если режим ограничивается двумя первыми инструментами, то его обычно считают мягким. В условиях мягкого режима еще можно надеяться, что когда-нибудь в результате вполне честных выборов «Единая Россия» согласится довольствоваться своей законной третью голосов избирателей. Но за определенной чертой – которая может быть очень зыбка и неуловима – на первые роли вместо бодряков-пропагандистов приходят угрюмые следователи. Наша власть подошла к этой черте слишком близко. И, вероятно, эту опасность сейчас ощущают очень многие.

В общем, это довольно типичный путь для многих слабых демократий и государств с сильными авторитарными традициями. И мы видим, как на пространствах бывшего СССР формируется что-то вроде альянса братских авторитарных режимов. В одном ряду с Азербайджаном, Беларусью, Казахстаном и т.д. нынешняя РФ смотрится вполне органично.

На что же остается надеяться? Ведь власть будто выталкивает граждан, критикующих ее, за пределы правового поля. Надеяться нужно на постепенное расширение социальной базы демократического движения. И если борьба за демократию будет продолжаться все же в пределах правового поля, пусть обуженных и произвольных, такая база обязательно будет расширяться. Необходимо обжаловать в Конституционном суде первые же случаи применения явно неконституционного закона о митингах – такие случаи дадут право на обжалование отдельным гражданам и их объединениям. Необходимо, к примеру, требовать досрочного самороспуска Московской городской Думы.

Надеяться нужно по большому счету на то, что гражданское общество в России стало за последние два десятилетия гораздо более сложным – и по структуре, и по запросам. Оно стало более зрелым и требовательным. Оно довольно миролюбиво, но в крайнем случае может и взорваться. Режим личной власти уже сейчас не очень соответствует этому обществу. Он более соответствует концу 1960-х. Он все чаще ставит в неловкое положение даже своих адептов. Он действительно может, опираясь на силу, поддерживать себя еще некоторое время. Но уже сегодня он выглядит архаичным. И самое главное – что бы он ни делал, время работает против него.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1148
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
939
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1448
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1065

Другие новости