0
8610
Газета Интернет-версия

05.11.2019 13:29:00

Как индейский разговор с богом стал проклятием Европы

Табак попал в Старый Свет благодаря католическим миссионерам

Тэги: табак, курение колумб, америка, католики, общество


19-16-3_a.jpg
Европейские пастыри с удовольствием
предавались курению трубки. Эдуард
фон Грютцнер. Священник читает и
курит трубку, сидя в кресле.
Конец XIX – начало ХХ века
6 ноября 1492 года, во время своей первой экспедиции в Америку, Христофор Колумб увидел мистический ритуал табакокурения. Жители одного индейского поселения предложили европейскому мореплавателю попробовать «табако» – скрученные трубочкой большие листья, тлеющие с одного конца.

Согласно утверждениям туземцев, дым, исходящий от них, обладал магическими свойствами, а его вдыхание помогало общаться с Великим духом и узнавать волю богов. На прощание аборигены даже подарили гостю связку таких «трубок», однако распространение табака в Европе связано отнюдь не с именем Колумба. Считается, что первым, кто завез семена этого растения в Испанию, был католический монах Роман Панэ, который побывал в Америке в качестве миссионера со второй экспедицией Колумба.

Уже к 1496 году в Испании появилось несколько табачных плантаций. Спустя всего полвека собирать урожаи табака стали в Португалии и во Франции, а растению приписывали целебные свойства. Известно, что в 1560 году французский посол в Португалии Жан Нико презентовал королеве Екатерине Медичи листья табака и посоветовал ей вдыхать их аромат в случае мигрени. Благодарная правительница, которая впервые за долгие годы смогла избавиться от головных болей, назвала «чудодейственное лекарство» в честь дарителя – никотин. Заядлым почитателем этой «королевской травы» при французском дворе стал и тогдашний великий магистр Мальтийского ордена Жан Паризо де ла Валетт. Именно он способствовал распространению ее употребления среди своей братии. В 1620 году в Севилье была построена первая фабрика по переработке табака, положившая начало эре сигарет.

Поскольку воспринимавшийся как панацея от всех болезней табак стал представлять опасность и приводил к частым отравлениям и многочисленным смертям, Католическая церковь одной из первых пыталась бороться с его распространением и употреблением. Так, еще в 1575 году в церковных зданиях было запрещено курение трубки из‑за шума огнива, но табак можно было нюхать или жевать. Но в 1624 году папа Римский Урбан VIII издал специальную буллу, которая под страхом отлучения запрещала употребление этого «дьявольского порошка». Правда, пока только в святых местах. В 1650 году папа Иннокентий X запретил употребление табака в соборе Святого Петра, чтобы уберечь от плевков новый мраморный пол, чем вызвал недовольство верующих. В 1692 году в чилийском Сантьяго по приказу папы Иннокентия XII были заживо замурованы пятеро монахов, обвиненные в курении. Но уже в 1725 году папа Бенедикт XIII снова разрешил жевать или нюхать табак в церкви, потому что его раздражал большой поток верующих, которые выходили во время мессы, чтобы покурить на улице. Историки утверждают, что папы Пий IX и Пий X сами были подвержены этой пагубной зависимости. Епископ Амелии Винченцо Лойяли так в свое время писал про папу Пия X: «Помню, как заметил, что его белоснежная мантия вся усыпана нюхательным табаком. Это поразило меня. Очевидно, папа считал, что это не отразится на его святости».

Лишь в 2002 году при одобрении папы Иоанна Павла II был принят закон о строгом запрете курения в любых местах общественного пользования Ватикана. Причем запрещено было не только курить, но и зажигать сигарету. В 2018 году папа Франциск запретил продажу сигарет и табака своим сотрудникам, даже несмотря на то, что, согласно информации Associated Press, их продажа была вторым по важности источником дохода Святого престола и приносила ему порядка 10 млн евро ежегодно.

В Россию табак попал в середине XVI века. И сначала также подвергся преследованию со стороны иерархов. Царь Михаил Федорович, например, по настоянию патриарха Иоaсафа I, который жаловался на дурной запах, распространяемый курильщиками в церкви, в 1634 году издал указ, согласно которому запретил продажу и употребление «богомерзкой травы», приказав воеводам «смотреть настрого, чтобы посадские люди в зерно и карты не играли и поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили». Его сын, Алексей Михайлович, в 1649 году внес отцовский запрет в «Соборное уложение» (свод всех законов Русского царства). Согласно документу, всем нарушившим закон в первый раз полагалось 60 палочных ударов, а во второй – пожизненная ссылка в Сибирь. Любителям нюхать «бесовскую забаву» отрезали носы или уши, а ее торговцам грозила смертная казнь.

Все изменилось с восхождением на царский престол Петра I, заядлого курильщика. В 1697 году он отменил все антитабачные санкции. Со времен Петра к махорке пристрастилось и русское духовенство. Известно, что «подымить» любили и некоторые святые. Среди них епископ Серафим (Чичагов), иеросхимонах Макарий Оптинский, а также святитель Николай Японский (Касаткин). Сразу после своего рукоположения в епископы в марте 1880 года он оставил такую запись в дневнике: «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку нелегко бросить». Профессорам Московской духовной академии в конце XIX века помимо зарплаты деньги выдавали не только на оплату квартиры и приобретение книг, но и на покупку табака. Психолог Владимир Бехтерев отмечал в то время любопытное явление: некоторые кликуши, которые обыкновенно боялись любых святынь, стали побаиваться и запаха табака, связывая его с такими же церковными атрибутами, как мощи или ладан.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Опрос ВЦИОМ показал, что запрос на "сильную руку" уже не так актуален

0
1613
«Города надежды» – основа развития регионов России

«Города надежды» – основа развития регионов России

Елена Безденежных

Создание комфортной среды проживания требует консолидации усилий бизнеса и государства

0
1406
Константин Ремчуков. Китай начинает испытания 92 метровой сверхтяжелой ракеты-носителя для полета на Луну в 2030-м году

Константин Ремчуков. Китай начинает испытания 92 метровой сверхтяжелой ракеты-носителя для полета на Луну в 2030-м году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 10.11.25

0
2353
Касым-Жомарт Токаев: «Россия и Казахстан – государства-союзники и стратегические партнёры»

Касым-Жомарт Токаев: «Россия и Казахстан – государства-союзники и стратегические партнёры»

Дружба двух братских народов предопределена историей – об этом президент Казахстана заявил в статье, опубликованной в «Российской газете»

0
1011

Другие новости