Посвященная 60-летию образования автономного района церемония прошла на фоне бывшего дворца далай-лам. Фото Xinhua
Председатель КНР и генеральный секретарь Компартии Китая Си Цзиньпин 20 и 21 августа посетил Лхасу, административный центр Сицзанского автономного района (САР). Так в стране официально называют часть исторического Тибета. Это второй визит китайского лидера в регион. Первое посещение Тибета нынешним китайским руководителем состоялось в 2021 году (подробнее см. в «НГР» от 04.08.21). На этот раз он был приурочен к 60-летию создания САР.
Пересказывая речь Си, государственное агентство «Синьхуа» пишет о том, что высший партийный руководитель указал местным коммунистам «непрерывно и углубленно налаживать работу по четырем важным аспектам: обеспечение стабильности, содействие развитию, защита окружающей среды и укрепление границ». Первое, что бросается в глаза, это символическая перекличка числа стратегических политических задач с основой буддийского вероучения, которую составляют четыре благородные истины, сформулированные Буддой Шакьямуни. Основоположник религии, которую исповедуют коренные жители Тибета, советовал последователям хорошенько осознать, что страдания правят миром, что причины страдания кроются в желаниях человека, что избавиться от страданий можно через отказ от желаний и достижение нирваны, что путь к нирване существует и он указан Буддой.
Правила современных тибетских коммунистов, как можно заметить, подразумевают действенное преобразование конкретного региона – вслед за остальным Китаем. Си поставил цель «построения нового современного социалистического Сицзана».
Председатель КНР также подчеркивал многонациональный характер населения автономного района. Это нашло отражение в концертной программе, которой сопровождалась торжественная церемония. Как известно, больным вопросом для Пекина остается тибетская оппозиция во главе с духовным лидером далай-ламой XIV Тензином Гьяцо. Китайские власти обвиняют далай-ламу и его единомышленников в сепаратизме, а тибетские оппозиционеры подозревают Компартию в усилиях китаизировать самобытный регион.
![]() |
Председателя Си приветствовали традиционным буддийским шарфом хадак. Фото Xinhua |
Спустя 10 дней после этого визита в Китае прошло заседание Совета глав стран – членов Шанхайской организации сотрудничества. Одним из ярких событий саммита стало сближение Пекина и Дели, происходящее, как считается, вследствие тарифного давления на Индию со стороны администрации президента США Дональда Трампа. Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди провели переговоры, что стало прецедентом для руководства обоих государств за долгий период. Многие отмечали демонстративный характер этого общения на высшем уровне, и в народ ушел придуманный Си образ братания индийского слона и китайского дракона.
Но не встанет ли на пути этой зооморфной дружбы снежный лев – мифологический тотем Тибета? Ведь никуда не делись противоречия Пекина и Дели по поводу тибетского вопроса. Принадлежность горной страны Китаю Дели до сих пор считает силовым захватом. Центр тибетской эмиграции находится по-прежнему в индийском городе Дхарамсала. Здесь же проживает духовный лидер тибетцев далай-лама XIV.
Совсем недавно, в июле, когда Тензин Гьяцо праздновал 90-летие, между китайскими и индийскими дипломатами происходила острая перепалка. Официальные лица из Дели и представители властей штата Химачал-Прадеш, где находится Дхарамсала, приняли участие в церемониях и празднованиях. Тогда же бурно обсуждался вопрос преемственности далай-лам, который может стать актуальным в любой момент, и тут мнения Пекина и Дели тоже разошлись.
![]() |
Концерт был призван отобразить этническое многообразие в китайском Сицзане, известном остальному миру как Тибет. Фото Xinhua |
Официальный представитель МИД Индии Шри Рандхир Джайсвал в ответ утверждал, что правительство его страны «не занимает никакой позиции и не высказывается по вопросам, касающимся убеждений и религиозной практики». Министр по делам национальных меньшинств Кирен Риджиджу, в свою очередь, заявил: «Решение о реинкарнации должно приниматься в соответствии с установленными правилами и желанием нынешнего далай-ламы. Никто другой не имеет права решать, кто станет следующим далай-ламой».
Буддизм мешает дружбе слона и дракона не только на Тибетском нагорье. Между Китаем и Индией существуют пограничные споры в регионе Ладакх. Эта высокогорная местность тоже населена в основном буддистами, и на востоке она граничит с Тибетом, который находится под контролем Китая. Ладкхцы и тибетцы – родственные народы.
Последние по времени столкновения между военнослужащими (невооруженными) обеих стран относятся к 2020 году. Правда, спустя четыре года стороны пришли к временному соглашению, позволяющему сохранять хрупкое спокойствие.
Но что-то должно дать трещину: или идиллия между слоном и драконом окажется краткосрочной, или снежному льву придется покинуть насиженное индийское логово.