Пока китайские электробусы показали себя с хорошей стороны на улицах городов Дании. Фото Reuters
Автобус – вид пассажирского транспорта, без которого городам не обойтись. Езди на нем с утра до поздней ночи. Жители Дании и Норвегии тоже так считали до тех пор, пока их власти не обнаружили, что Китай, который делает автобусы, может остановить их движение в любой момент.
Томас Роден, председатель общества «Дания–Китай», заявил, что быть зависимым от Китая, который не разделяет ценностей, которым привержен Копенгаген, – это неразумное поведение. Особенно в то время, когда и Россия, как говорят, ведет гибридные атаки против Дании, пояснил влиятельный общественный деятель. Словом, автобусный вопрос приобрел политическое звучание.
Да, в серьезную переделку попало Королевство Дания, если судить по словам Родена. Закономерен вопрос: а куда же власти, правительство смотрели, раз допустили такой прокол с китайскими автобусами? К тому же это не просто старый автобус, который при передвижении загрязняет атмосферу, а электробус, воплощение технического прогресса.
Власти, оберегая свой престиж, объясняют гражданам, что вовсе не сидят сложа руки. Они, как только узнали про опасность, исходящую от Китая, сразу стали проводить расследование. Причем расследование не обычное, а чрезвычайное. Ведь Movia, самая крупная датская компания в области общественного транспорта, владеет 469 электробусами китайского производства. И теперь властям предстоит решить ответственную задачу: как залатать дары в обеспечении безопасности автобусов.
Джеппе Гаард, отвечающий в компании Movia за движение автобусов, признался, что только на прошлой неделе узнал, что электробусы, так же как и электрокары, могут быть остановлены удаленно, если в их программном обеспечении есть доступ к сети. Гаард пояснил: это проблема не только с китайскими электробусами. Это проблема всех видов транспорта, в которые встроена китайская электроника.
С другой стороны, датское Государственное агентство по чрезвычайным ситуациям разъяснило, что пока не было случаев удаленного прекращения движения автобусов. «Но они уязвимы, так как их оборудование содержит «подсистемы для связи с интернетом и сенсоры (камеры, микрофоны, средства GPS). Эти уязвимости могут быть использованы для того, чтобы нарушить автобусное движение».
Возникает вопрос: с чего вдруг китайцы захотят устроить заторы на дорогах и принести другие неприятности датчанам? Китайская компания «Юту», которая продает электробусы Дании, заявляет, что оборудование на автобусах предназначено исключительно для того, чтобы можно было своевременно и качественно организовать сервис этих транспортных средств. Помимо этого «Юту» тщательно следит за соблюдением всех законов и правил, установленных Данией и Европейским союзом.
Однако, как пишет газета The Guardian, старт этой шумихе дала не Дания, а другое государство Северной Европы – Норвегия. Ей тоже продает автобусы «Юту». Предположив, что китайские поставки несут с собой серьезный риск безопасности страны, Осло тоже провел расследование. Ему подверглись два китайских электробуса.
Ruter, управление по общественному транспорту Норвегии, сообщило: «Проверка подтвердила наличие рисков. Правительство будет оказывать нам содействие в обеспечении безопасности движения». То есть две страны Северной Европы, как и многие другие государства, испытывают противоречивые чувства. Они хотят продолжать развивать выгодные торговые отношения с Китаем, а с другой стороны, думают, как бы из этого чего не вышло.

