0
3797
Газета Печатная версия

19.05.2020 17:26:00

«Футуристический» храм начнут возводить в Москве осенью

Смелое архитектурное решение оценили международные арбитры

Тэги: рпц, храм, архитектура, модернизм, футуризм, традиция, православие, проект, конкурс


рпц, храм, архитектура, модернизм, футуризм, традиция, православие, проект, конкурс Проект храма с самого начала критиковали поборники устоявшихся архитектурных форм. Иллюстрация с сайта www.stroi.mos.ru

Строительство православного храма во имя священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице в Москве, проект которого ранее вызвал критику верующих, может начаться уже нынешней осенью. Об этом заявил один из его авторов архитектор Валерий Лизунов. Правда, в Московском патриархате проект пока не одобрен, даже несмотря на то, что «получил поддержку столичных властей». При этом еще в августе 2019 года он стал одним из 29 победителей международного конкурса религиозной архитектуры и дизайна Faith&Form. Торжественная церемония вручения наград должна была пройти 14 мая, но из-за пандемии коронавируса отменена.

Необычная церковь, которую задолго до появления прозвали «футуристической» за ее непохожесть на образцы традиционной храмовой архитектуры России, победила в номинации «Проект». Ее особенность заключается не только в простоте форм, подсвечивающемся кресте на куполе, отсутствии привычных для храмов элементов декора и богатого внутреннего убранства, но и в том, что одна из стен, восточная, к которой примыкает алтарь, будет почти полностью стеклянной. При этом сама алтарная часть отделена от основного пространства низкой преградой с одноуровневым иконостасом. Как ранее «НГР» пояснил Валерий Лизунов, «именно так было принято в раннем христианстве, а ныне в церквах почти не применяется, там обычно ставят многоярусный иконостас» (подробнее в «НГР» от 07.08.19).

С самого начала проект был неоднозначно принят общественностью. Специалисты утверждали, что культовое сооружение создано не по нормам храмового искусства, а в РПЦ его и вовсе назвали «вакханалией и издевательством над церковью». Однако, как показывает опыт, именно далекие от традиционных форм архитектурного искусства объекты и становятся победителями престижной премии в области религиозной архитектуры и дизайна Faith&Form. «В этом году на конкурс было подано более 100 заявок. Жюри, присуждающее награды, отметило, что некоторые из лучших проектов, рассмотренных и отобранных для признания, были очень скромными по масштабу и бюджету, доказывая, что хорошие вещи могут быть в небольших упаковках и что скудные финансовые ресурсы не обязательно препятствуют творчеству в дизайне. На жюри также произвела впечатление чувствительность, проявленная во многих материалах к местному культурному, историческому и социальному контексту. В некоторых работах использовались национальные архитектурные традиции для создания новых интерпретаций. Например, русский храм, который позволил пересмотреть архитектуру Русской православной церкви. Именно этот проект показал, что международный стиль мертв», – говорится в релизе, опубликованном на официальном сайте конкурса.

Среди тех, кто в этом году также стали призерами, – католический храм в виде огромной оранжевой раковины в Сенегале и пещерная мечеть Санджаклар в Турции, на которой отсутствуют купол и полумесяц, а прямоугольный минарет больше похож на дозорную башню. Помимо прочего, мусульманское сооружение полностью сливается с окружающим ландшафтом, поскольку выполнено из вулканического камня. Еще один проект, завоевавший признание специалистов, – храм Света в Канаде. Заказчиком его создания стал ашрам (обитель) Яшодхара. Он известен тем, что его основательницей была немецкая последовательница индуизма Шивананда Радха Сарасвати. Созданный ею еще в 1967 году ашрам находится в лесном массиве, расположенном в удалении от центров цивилизации. Храм Света имеет полностью стеклянные стены и крышу, похожую по форме на пирожное безе. «Купол храма представляет восемь светящихся лепестковидных форм, которые изящно подняты с земли, заливают внутреннее пространство светом и обеспечивают прекрасные виды на окружающую дикую природу», – пояснило на своем официальном сайте архитектурное агентство, выполнившее этот проект. Еще одна особенность храма, возведенного в 2017 году, состоит в том, что он построен на основании утраченного в 2014 году святилища и создан частично из материалов предыдущего храма, что сделало проект малобюджетным.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
277
Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Наталия Григорьева

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

0
964
Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

От политизации отношений церкви и государства страдают простые верующие

0
1854
Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Елизавета Авдошина

Воронежскую "Академию смеха" в постановке Михаила Бычкова будут регулярно играть в Москве

0
1357

Другие новости