0
15693
Газета Печатная версия

19.09.2023 17:10:00

Почему патриарх Кирилл объявил Петра I антизападником

РПЦ лавирует между лояльностью властям и корпоративными интересами

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, патриарх кирилл, петр I, наследие, политика, государство, никодим ротов, патриарх алексий I, ссср, репрессии, владимир путин, папа франциск, традиционные ценности


рпц, патриарх кирилл, петр I, наследие, политика, государство, никодим ротов, патриарх алексий I, ссср, репрессии, владимир путин, папа франциск, традиционные ценности Глава РПЦ предложил считать Петербург не «окном в Европу», а «форпостом России на Западе». Фото с сайта www.patriarchia.ru

Крестный ход в честь святого князя Александра Невского в Петербурге 12 сентября был отмечен необычным выступлением патриарха Кирилла на «исторические» темы. Наибольший интерес у публики вызвали слова о Петре Великом. Дело в том, что в советские времена в РПЦ укоренилась традиция пренебрежительно отзываться о Романовых в целом и о Петре – в особенности. Привычный церковный нарратив о первом императоре всероссийском – представление его как грубого попрателя церковных канонов и чуть ли не врага церкви. Петру ставят в вину уничтожение института патриаршества, «синодальное пленение» церкви, попытки перестроить жизнь православной страны «на протестантский лад». Во времена патриарха Алексия I (Симанского) все это сопровождалось традиционными славословиями в адрес советской власти и Октябрьской революции – ведь они и «церковь освободили от гнета Романовых», и патриаршество вернули. Одним из создателей этого специфического «октябрьского богословия» был учитель и духовный наставник нынешнего патриарха митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).

Говорить о Петре сочувственно, а тем более хорошо для церковной иерархии, особенно для тех, кто успел послужить при советской власти, – дело непривычное. Тем не менее патриарх – смог. Помог контекст: во-первых, праздник проходил в детище Петра – Петербурге, а во-вторых, традицию Александро-Невского крестного хода заложил сам Петр, перенесший в столицу мощи святого князя из Владимира в 1724 году. И, в-третьих, политическая целесообразность – ведь сегодня от патриарха как никогда ждут патриотических речей. В итоге он виртуозно переформатировал избитую тему Петра как губителя русской культуры и «Святой Руси» в рассказ о Петре как антизападнике и защитнике православия от вредоносных западных идей. А сам Петербург вместо всем знакомого «окна в Европу» предложил рассматривать как «форпост России на Западе».

«Совершенно не случайно Петр I назвал новую столицу именно в честь апостола Петра, «камня веры», – заметил Кирилл. По его словам, «Петр боролся с западными политическими влияниями, направленными на ослабление России», ведь «он хорошо знал, что мощные влияния – и культурные, и антикультурные, псевдодуховные – идут оттуда, с Запада».

Любопытно, что раньше, до патриарха, именно в таком ключе рассматривать деятельность Петра предлагал митрополит Тихон (Шевкунов). Последний, таким образом, в очередной раз закрепляет за собой статус главного патриархийного «трендсеттера». В 2022 году на открытии выставки, посвященной Петру, в Поганкиных палатах Пскова Тихон отметил высокую историческую роль Петра в становлении России как свободной независимой страны, самостоятельно определяющей свое будущее. «Петр Алексеевич блестяще, как никто другой справился со своей задачей. Как в свое время сделали это Александр Невский и Иван Грозный», – сказал он. По словам Шевкунова, «самый главный плод Петра Великого – духовный – великая русская литература, пропитанная верой». В ноябре 2022 года в эфире телеканала «Россия 24» Тихон также сравнил президента Владимира Путина с Петром: «По отчасти судьбе, отчасти решительности, отчасти поражениям и победам, отчасти по той ситуации, в которой он получил Россию».

Естественно, критики тут же увидели в речи патриарха от 12 сентября обыкновенный «прогиб» перед «кесарем» и банальное следование политической конъюнктуре. Хотя стоит признать, что реабилитация Петра и вообще имперской России для нынешней РПЦ вообще-то закономерна и выглядит естественным звеном в цепочке процессов, связанных с критическим осознанием церковной иерархией своего советского прошлого. Для патриарха, отец и дед которого были репрессированы при советской власти за свою церковную деятельность, это тем более естественно.

При этом патриарх, судя по его высказываниям в разные годы, не склонен грустить о «России, которую мы потеряли», и в отличие от того же митрополита Тихона явно внутренне сопротивляется идее «симфонии властей». Кирилл всегда высказывался против «сращивания церкви с государством». В частности, в 2010 году во время подписания соглашения о социальном партнерстве РПЦ с Уральским федеральным округом он подверг резкой критике весь синодальный период, ведь «тогда у церкви не было самостоятельной позиции по общественным и политическим вопросам, и быть не могло, потому что она была частью государственного аппарата». В 2012 году в речи по случаю третьей годовщины собственной интронизации Кирилл заявил, что ценит нынешнее время именно за то, что государство впервые за всю историю страны не вмешивается в дела церкви. «Мы все наслаждаемся свободой – такой, какой не было за всю историю Русской церкви. Мы сами определяем то, что нужно церкви, и никто не вмешивается в принятие решений церковными соборами, синодами или иерархами», – сказал он.

Кирилл в отличие от Тихона не склонен к ностальгии по имперским временам. В 2013 году, в дни празднования 400-летия династии Романовых, Кирилл произнес проповедь в Успенском соборе Кремля, в которой похвалил царскую династию за укрепление государства. Тем не менее «все сказанное не означает, что Романовы были святыми людьми», – сказал тут же патриарх. «Лежит и на царствующем доме часть ответственности за развитие политической ситуации, за смятение умов, что началось еще с царствования Петра I и продолжилось и в веке восемнадцатом, и в веке девятнадцатом», – добавил он.

Патриарху явно непросто далась речь о Петре, ведь его прежним коньком в публичном пространстве всегда был акцент на самостоятельности церкви, на независимости ее от государства. Чиновники нередко усматривают в этом некоторые «папоцезаристские» нотки, но именно эта позиция помогла Кириллу в свое время завоевать симпатии епископов и избраться в патриархи. Неудивительно, что упреки в том, что он находится в подчиненном положении у государства, воспринимаются Кириллом болезненно. В 2022 году на встрече Путина с историками и представителями традиционных религий России, когда патриарха вопреки обыкновению не пригласили в президиум и едва не лишили слова, Кирилл практически не скрывал своего возмущения. Знаменитая фраза Кирилла про патриархов, которые «рядом с царем всегда сидели», вошла в историю. В 2023 году на фоне резонансного и уничижительного высказывания папы Франциска об «алтарном мальчике Путина» ТАСС распространил речь Кирилла, сказанную им после литургии в Николо-Угрешском монастыре. В ней патриарх настаивал, что Путин ему «никаких никогда приказов не отдавал».

Все проблемы «родом из детства». И скрытая вялотекущая полемика между «строптивыми» и «без лести преданными» руководству о том, какова должна быть правильная «симфония властей» и как сочетать лояльность с корпоративными интересами, на самом деле восходит еще ко временам их учителей двух групп нынешних иерархов – митрополитов Никодима (Ротова) и Питирима (Нечаева). Обоих традиционно критикуют за связь с советскими спецслужбами. Но безусловный патриот Советского Союза Питирим, как известно, терпеть не мог хитрого интригана Никодима. Ведь последний на публике мог возвещать о мировом значении Октябрьской революции, а в кулуарах говорил своим ученикам: «Подписывайте все что угодно – мы все равно их обманем!»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пхеньян дождался Путина

Пхеньян дождался Путина

Александр Жебин

Почему предыдущий визит состоялся почти четверть века назад

0
904
Некоторые мысли о книге "Русская история: Государство. Цивилизация. Внешний мир"

Некоторые мысли о книге "Русская история: Государство. Цивилизация. Внешний мир"

Виктор Безотосный

Еще раз о "естественном и органичном" течении исторического процесса

0
1309
Святые игры вокруг Олимпиады в Париже

Святые игры вокруг Олимпиады в Париже

Милена Фаустова

Епископы придадут спортивным состязаниям силу духа

0
940
Европарламент набрался правых сил

Европарламент набрался правых сил

Михаил Стрелец

Современная христианская демократия и европейский интеграционный проект

0
970

Другие новости